Трактовка вопросов духовно - нравственного становления человека в различных философских, религиозных, социологических и культурологических концепциях

Философско — методические основания духовно - нравственного воспитания (объяснение понятий (диалогическое и историческое): духовность, нравственность, воспитание, духовно - нравственное воспитание).

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природосообразностью и национальным своеобразием. В основе таких систем лежат идеи единства воспитания, обучения и развития; организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса; гуманизации межличностных отношений; дифференциации воспитания; средового подхода и эстетизации среды.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [7].

Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма» [6, с.46]. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.

Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.

Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому [5, с.8]. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.

К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.

Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.

Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.

Проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным –нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Очевидно, не случайно государство обратилось к церкви, поскольку в ней мы можем найти подлинно духовных наставников юношества. Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев в своей публикации в Интернете, реально священники не могут участвовать в этом процессе. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Необходима подготовка педагогов, способных вести курсы «Православная культура» и «Основы нравственности». Однако возникает опасность сведения данной подготовки к научению педагога, в то время как необходимо его воспитание, преобразование собственного духовного мира.

Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.

Введение в стандарт образовательной области «духовно-нравственная культура», с одной стороны, важный шаг, с другой – возникает возможность формализма и очередного начетничества в реализации этого прекрасного замысла (так, лишь 10 % студентов считают, что уроки литературы, призванные быть, по выражению А. Твардовского, «уроками нравственного прозрения личности», были для них в школе таковыми). Необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно-нравственного воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы школы, тех отношений, которые в ней существуют, семейной обстановки и т.д., то есть создания в школе и вокруг нее культуросообразной среды.

Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

· опыт переживания высоких духовных состояний;

· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;

· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;

· опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:

· опыт разрешения нравственных проблем;

· опыт содержательного, духовного общения;

· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)

Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.

Возникает вопрос: на какой системе ценностей строить это воспитание – светской или религиозной? Общечеловеческой или национальной? Думается, что ответ на первый вопрос содержится в самой системе общечеловеческих ценностей, которые по сути своей являются религиозными по своему происхождению. Учитывая необходимость соблюдать паритетность в представлении культурных норм и традиций разных народов в содержании образования, мы исходим из того, что в центре образовательного процесса должны быть духовно-нравственные ценности, нормы и традиции своейнациональной общности, не противоречащие общечеловеческим.

К извечным ценностям русского народа чаще всего относят – мягкость, скромность, всепрощение, целомудрие, терпеливое приятие жизни, духовное ее осмысление. В основе этих ценностей – православие. Поскольку православие рассматривается как культурообразующая религия, то правомерность обращения в целях воспитания молодежи к духовно-нравственному потенциалу православной педагогики не вызывает сомнения. Думается, что все возражения на этот счет объясняются двумя причинами: во-первых, опасением, что духовно-нравственное воспитание может быть подменено воспитанием религиозным; во-вторых, тем, что это приведет к возникновению ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по отношению к представителям других конфессий и культур в многоконфессиональном, поликультурном обществе.

Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Это ни в коей мере не означает то, что он должен быть бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей (именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в отличие от информационно насыщенного монолога). Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности – исповедуется, а тот отвечает своей исповедью; «в этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий»

Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Трактовка вопросов духовно - нравственного становления человека в различных философских, религиозных, социологических и культурологических концепциях.

Воспитание рассматривается не только с точки зрения социальной, но и биологической, философской, исторической, культурологической.

С социальной точки зрения, духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.

Духовно-нравственное воспитание рассматривается и как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими нравственно-профессиональную ответственность перед ним.

В этом случае духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному духовно-нравственному развитию личности, вхождению ее в коллектив современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления.

Задача концепции - обозначить смысловое поле, критерии и ориентиры воспитательного процесса предложить идеи, цели, направления, формы и методы духовно-нравственного воспитания личности.

Общей целью духовно-нравственного воспитания личности в соответствии с данной концепцией предлагается признать социально-нравственное развитие личности, обладающей социальной активностью гражданина России, высоким уровнем нравственной культуры, способствующей оптимизации его социально-нравственного становления в процессе эффективного освоения диапазона социальных ролей. Одна из основных идей концепции заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление, которое представляет из себя процесс формирования социальной готовности личности к жизнедеятельности в определенном статусе на разных уровнях развития личностной композиции социально-ценностных и нравственных отношений. Статус же определяет и набор социальных ролей, т.е. в процессе социального становления при достижении различных уровней социальной готовности формируется статус социально-ориентированной, нравственно-волевой личности.

Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию социально-ценностных и нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Личностная композиция социально-ценностных и нравственных отношений и определяет “самость”, индивидуальность личности, ее неповторимость. Количественная и качественная степень личностной композиции социально-ценностных и нравственных отношений есть результат ее социализации, ее социально-нравственного становления.

Качество личности - это неотъемлемое свойство личности, а оно создается через нравственные отношения, которые могут или не могут превращаться в качество. Именно устойчивые реляции (отношения) переходят в атрибуцию (качество). Композиция этих отношений создается в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных сферах: образовании, организации социального опыта человеком, индивидуальной помощи человеку. Однако, социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как нравственная, социально-ориентированная личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. При этом происходит процесс социально-нравственного самоопределения личности, т.е. выбор своей роли и позиции в общей системе нравственных отношений, предполагающих ее включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей. Социальное самоопределение зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социально-нравственные отношения. Вторым условием является самореализация личности в процессе социального взаимодействия. Педагогический аспект процесса социализации, социально-нравственного становления состоит в разработке и внедрении принципов и методов педагогического влияния на личность.

Приоритетной идеей концепции является понимание социальной ориентированности как интегрального качества личности, обладающей совокупностью нравственно-ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, фундаментальных знаний, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме в различных социально-профессиональных ролях и статусах.

В работах Б.С. Братуся представлена ценностно-смысловая концепция личности, согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность, согласно Братусю, относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности.

Психологическим основанием духовности являются «специфические функции смысловых образований как основные конституирующие единицы сознания личности». Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив

Определяя роль духовности в развитии личности, Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить. Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

В.В. Знаков отмечает, что в большинстве этических учений нравственность отождествляют с моралью: «Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина “мораль” происходит от слова “нрав”). Вместе с тем для многих исследователей очевидно, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)

Автор справедливо подчеркивает, что нравственные представления и поведение людей могут расходиться. С этической точки зрения, некоторые поступки (обман, безответственность, беспринципность) являются моральными. Субъект может нарушать моральные нормы, не понимая, в чем состоит его моральный долг перед людьми, при этом часто подыскивая убедительные, по его мнению, психологические оправдания своего поступка. Такой моральный поступок, как утверждает В.В. Знаков, неправомерно считать нравственным; о последнем может идти речь только в том случае, если человек осознает вину и раскаивается за содеянное им.

Психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть или «вторичная рефлексия» – фундаментальное качество нравственного самосознания личности. Она характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку своим поступкам. «Поэтому, самосознание в нравственном аспекте – это не сознание собственной значимости, а сознание собственной ответственности. Для него более характерно состояние вины, чем состояние довольства, удовлетворенности

А.А. Андрушкевич, исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» Она выступает как компонент мировоззрения человека, фрагмент его знания. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни.

Представляет интерес понимание автором духовности как реализации свободы воли, воплощающей в себе сущностное качество человека. Подчеркивается, что духовность человека наиболее ярко проявляется в выборе идеальных нравственных ценностей. Выбор же истинных ценностей и способы включения их в процессы регуляции поведения и деятельности человека приводятся в действие человеческой волей. Отсюда делается вывод, что каждому человеку на его пути обретения духовности необходим собственный опыт испытания не только позитивных, но и ложных ценностей, чтобы затем на основе их сравнения опознавать и выбирать только истинные нравственные ценности и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности.Следовательно, управление волей, взращивание ее, направление на выбор ценностей, подчинение им своего способа жизни в совокупности образуют комплекс духовных способностей человека.

В этой связи актуальным представляется утверждение, что чем выше уровень жизни людей и, соответственно, разнообразнее ценности, предоставляемые человеку окружающей социальной средой, тем сложнее становится их оценка и выбор, а, значит, – более длительным и болезненным процесс осознания человеком потребности в духовно-нравственном росте. Эти идеи перекликаются с мыслью В. Франкла о необходимости жизненных трудностей, «нужды» для активизации духовной жизни человека.

Духовно-нравственная сущность человека проявляет себя в «чувственно-информационно-волевой» сфере личности. Как отмечает А.А. Андрушкевич, духовность – источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутренняя детерминанта действий и поступков человека, способа его жизни, в целом. Она определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макромасштабе – поступательному развитию общества и всего человечества

В психологическом плане духовно-нравственная сфера личности включает в себя следующую совокупность явлений:

– совесть (внутренний судья, оценивающий нравственность чувств, мыслей, желаний, поступков, поведения и способа жизни человека);

– самооценка (способствует изменению направленности личности и в соответствии с этим – поведения и способа жизни);

– воля (порождает вначале чувство, затем, через осознание потребности, дает начало мысли, желанию и далее – поступку, поведению и способу жизни).

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется автором как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана, главная из которых – вера в Бога.

Апеллируя к понятию божественного как высшей ценности и смыслу, А.А. Андрушкевич выстраивает следующую логическую цепь:

а) быть нравственным – значит жить по совести;

б) жить по совести может истинно верующий человек, признающий Бога не только как реальность, но и устанавливающий с ним персональные взаимоотношения;

в) человек может знать Бога и жить по совести, т. е. быть духовно-нравственным;

г) духовно-нравственное возрождение человека осуществляет Бог, и этот процесс начинается с персонального осознанного выбора человека: нравственности научить нельзя (например, знание этики еще не делает человека нравственным);

д) благонадежность человека как потенциального и реального субъекта на всех уровнях его бытия (личностном, гражданском и профессиональном) возникает лишь в том случае, если он характеризуется духовно-нравственной зрелостью, руководствуется в своих действиях поступках собственной совестью, осознает высший смысл – смысл Бога

Согласно Л.Н. Антилоговой, ядром нравственного сознания являются нравственные убеждения и ценности, ценностные ориентации, содержанием – нравственные качества и способности, нравственные потребности и мотивы (направленность, значимость, активность, знаковость, установка, волевые свойства, рефлексивность)

Автор утверждает, что все свойства содержательной части нравственного сознания тесно переплетаются друг с другом, порождая друг друга, и воздействуя друг на друга, но при этом любое из них, возникнув, не теряет своей качественной характеристики, не редуцируется и не «переливается» в другое свойство. Направленность личности определяется, помимо нравственных убеждений, нравственных ценностей и ценностных ориентаций, нравственными потребностями и мотивами. Действия и отношения индивида приобретают для него определенную нравственную значимость или личностный смысл. Поступки и действия человека сопровождаются, как правило, переживаниями (нравственными чувствами и эмоциями).

Та же динамика прослеживается Л.Н. Антилоговой относительно функций психического. Она отмечает, что регулятивная функция, являясь ведущей, взаимосвязана с ориентирующей, которая, направляя поведение человека в соответствии с требованиями морали, в то же время помогает ему определиться (сориентироваться) в мире моральных ценностей, осуществить правильный моральный выбор. Взаимосвязь ориентирущей и мотивирующей функций проявляется в том, что нравственные ценности выступают не только ориентирами поведения человека, но и становятся мотивами его поступков и действий. Взаимодействие мотивационной и императивно-оценочной функций состоит в том, что, с одной стороны, мотив выступает побудителем (императивом) поступков человека, а, с другой, оценка последних предполагает учет лежащих в их основе мотивов. Взаимосвязь императивно-оценочной и коммуникативной функций заключается во включении коммуникативного процесса в императивно-оценочный механизм и выработке стратегии поведения личности. В свою очередь, коммуникативная функция связана с когнитивной, поскольку обмен информацией индивидов в процессе общения способствует обогащению их познавательных процессов, в частности, в области морали. Вместе с тем наличие у человека глубоких нравственных знаний оказывает позитивное влияние на общение, что свидетельствует о существовании, как прямого, так и обратного воздействия рассматриваемых функций. Когнитивная функция взаимодействует с прогностической или целемоделирующей функцией, связь с которой осуществляется посредством таких содержательных компонентов нравственного сознания, как нравственные потребности и мотивы.

В работе А.Я. Канапацкого духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности»

Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцедентального.

Согласно мнению Канапацкого, духовные свойства личности связаны, как с сознанием, так и с бессознательной сферой. Так, совесть и любовь как аксилаты, содержательно входящие в тезаурас индивидуализированных ценностей духовности, коренятся в интуитивных глубинах бессознательного, а не в сфере рассудочно-рационального

Духовность – это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения.

Духовная жизнь регулируется образом нравственного абсолюта; это живая, деятельная жизнь, характеризующаяся стремлением стать этим абсолютом, и не достигающая этой цели в силу того, что это стремление по своей сути бесконечно

Теоретическая модель онтологической системно-структурной организации духовности человека представляется А.Я. Канапацким в виде сопряжения субстанции духовности с ее проявлениями, где дух как субстанция, являющаяся основанием, ядром духовности и ее внутренней энергией, экзистенцирует на метафизической вертикали, имплицируя иерархические уровни духовного развития его носителя – человека

Н.В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, т. е. как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными

Говоря о духовности, она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оценивается как одно из измерений духовности человека

Павлов В.Е., Стукан В.Л, Святовская Л.Б., Терлецкий С.К., говоря о критериях определения нравственности, отмечают, что она находится в границах между разумным эгоизмом и разумным альтруизмом. Понятие нравственности как системы норм, имеющих демографические отличия и меняющихся во времени, охватывает различные области человеческих отношений и поведения.

Средний уровень нравственного состояния общества (или определенной его сферы) определяется, по мнению авторов, следующими показателями: соотношением нравственных и безнравственных принципов поведения; числом лиц, исповедующих те или иные нравственные принципы; общественным положением людей, придерживающихся определенных целей и способов их достижения; их влиянием на экономическую и политическую жизнь страны и т. д. В системе духовности выделяется три составляющие, соответствующие основным аспектам человеческой личности: (1) идеалы и принципы поведения; (2) глубина и диапазон эмоционального восприятия окружающего мира и человеческих отношений; (3) степень проявления альтруистического отношения личности к окружающей живой природе как стержневая составляющая духовности, альтернативная распространенным эгоистическим интересам и потребностям

И.М. Ильичева рассматривает духовность как особую сторону бытия человека, специфическую форму отражения объективного мира, дополнительное средство ориентации в нем и взаимодействия с ним, говорит о принципиальном единстве материального и духовного при кажущейся их независимости

Подчеркивается, что трактовка идеи духовности в христианстве связана с пониманием человека как образу Божию, а сама духовность рассматривается как святость. Духовность выступает в качестве эталонного образа человека и его бытия, соответствующего общечеловеческим нравственным идеалам, которые осмысливаются индивидом как ценности и становятся регуляторами его различных жизненных проявлений. Являясь высшим нравственным императивом, она побуждает человека к движению по пути самовоспитания и самосовершенствования

Понятие «нравственность» трактуется как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией жизненных смыслов, что, в свою очередь, предполагает развитие «социального мышления» (К.А. Абульханова), умения предвидеть последствия своих действий, выбора приемлемых, с точки зрения нравственно-ценностных установок общества, целей и способов их достижения. В качестве важнейшей нравственной характеристики человека называется его ответственность перед людьми. Нравственное сознание, согласно И.М. Ильичевой, является частью целостного сознания и отличается совокупностью черт: (1) способностью отражать объективную действительность под императивно-оценочным углом зрения; (2) способностью определенным образом относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанными с этим переживаниями человека, проявляющимися в различных нравственных чувствах; (3) способностью к самопознанию (рефлексивностью), итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции; (4) способностью к целеполаганию, под которым подразумевается в морально-эстетическом аспекте свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей; (5) способностью посредством языка обеспечивать коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт. Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие Рассматривая нравственные способности как индивидуально-психологические особенности сознания личности, позволяющие усваивать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления к выполнению моральных норм.

Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности

Ядром нравственного сознания, согласно автору, являются нравственные убеждения, нравственные ценности, ценностные ориентации, содержанием – нравственные качества, нравственные способности, нравственные потребности и мотивы.

Описанные подходы к понятиям духовность и нравственность при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этих явлений. Духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми; в качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: