Тема 9. Воображение

План.

1. Понятие о воображении и его физиологической основе.

2. Виды воображения.

3. Способы создания новых образов.

4. Пути формирования воображения.

1. Известно, что человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал раньше или то, что будет создано в будущем. Такие представления принято называть воображением.

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Однако из ничего воображение не возникает, оно строится на переработанном материале прошлых восприятий. Таким образом, как бы не было ново то, что есть в действительности, оно неизбежно происходит из воображения. Физиологически воображение представляет собой процесс образования новых комбинаций и сочетаний из уже имеющихся временных нервных связей в коре головного мозга.

Без воображения невозможна никакая деятельность, нельзя что-то делать, не представляя себе конечных и промежуточных результатов. Без воображения был бы невозможен прогресс в науке, технике и искусстве.

2. Различают следующие виды воображения.

1) Непроизвольное – возникающие само по себе (сны).

2) Произвольное преднамеренное воображение.

3) Репродуктивное воображение – представление новых для человека образов в соответствии с их описанием или чертежом.

4) Творческое воображение – самостоятельное создание образов в процессе творческой деятельности.

5) Мечта – создание образов желаемого будущего. Мечта вдохновляет человека, даёт возможность заглянуть в будущее.

3. Существуют следующие способы создания новых образов.

1. Агглютинация – сложение различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей (русалка, танк).

2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик – с – пальчик).

3. Заострение – подчёркивание, каких - либо признаков (пародии, карикатуры).

4. Типизация – выделение существенных повторяющихся в однородных фактах признаков и воплощение их в конкретных образах (колхозник, новый русский).

4. Воображение у детей формируется достаточно рано. Воспитание значение в этом имеют игра, рисование, лепка, по более интенсивно воображение развивается в школьном возрасте. Этому способствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребёнок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений. Большое значение имеет включение учащихся в работу творческих кружков, клубов и секций. Важна роль специальных методических приёмов (сочинения, изложения, пересказ).

На развитие воображения влияет чтение, просмотр фильмов, работа с компьютером, посещение музеев, театров, экскурсии на природу и путешествие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: