Американский психолог У. Джеймс (1842 -1910 утверждал, что глубочайшим источником религии являются чувства. Религиозную философию и богословие он уподоблял переводу подлинника на чужой язык. Джеймс предложил понятие религиозного опыта (видения, состояния, созерцания и т.п.). Общей психологической функцией всех религий он считал переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него.
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) определял религию как коллективный невроз навязчивост, как массовую иллюзию. Происхождение религи он связывал с беспомощностью человека перед противостоящими ему внутренними инстинктивными силами. Фрейд утверждал, что личный бог психологически не что иное как идеализированный отец. Таким образом, религия выступает в культуре как средсвто защиты от индивидуального невроза.
Немецко-американский психолог и социолог Эрих Фромм (1900 - 1980) выделил два вида религий.
Авторитарная религия главной добродетелью признает послушание, а грехом- неповиновение. Повиновение могущественной власти становится средством избавления от чувства одиночества и собственной ограниченности. Устрашающая сила одновременно дает чувство безопасности.
|
|
Гуманстическая религи, по Фромму, сосредоточена на человеке: она ориентирует на веру в собственные силы, на реализацию потенциала, утверждает право человека на счастье и свободу, развивает способность любви и чувство солидарности со всеми живыми существами. Целью становится достижение величайшей силы, добродетелью - самореализация человека. Религиозный опыт становится переживанием единства со всем миром.
Э. Фромм считал, что безбожие не означает безрелигиозность, а идею бога рассматривал как символическую.
Материалистические теории утверждают с древности, что основой религии является вера в нечто сверхъестественное, которое не подчинено закономерностям материального мира, которое абсолютно независимо и всесильно.
Структура религии.
Религия - сложное образование, в составе которого выделяют три главных элемента: религиозное сознание, культ и организацию.