Для обеспечения заданной массовой производительности П М (т / ч) площадь поперечного сечения груза А (м2) должна быть равна (см. формулу (3.2)):
А = ПM / (3600×r×υ), (5.1)
где r V – плотность груза, т / м3;
υ – скорость движения ленты, м / c.
Для предотвращения просыпания груза его размещают не по всей ширине ленты, а по грузонесущей ширине b (м), которую принимают равной:
b = 0,9× B – 0,05, (5.2)
где В – ширина ленты, м.
Тогда поперечное сечение материала, транспортируемого на плоской ленте, можно представить в виде треугольника с основанием b и высотой h = (b / 2)×tgjД, где jД – угол естественного откоса груза при движении (см. рис. 4.4, а), а для ленты желобчатой формы – в виде суммы треугольника и трапеции (см. рис. 4.4, в). Так как в этих случаях площадь поперечного сечения груза A пропорциональна b 2, то выражение для определения А можно записать в таком виде:
А = K пл×(0,9× В – 0,05)2, (5.3)
где K пл – коэффициент площади поперечного сечения груза на ленте, зависящий от формы ленты и подвижности груза (табл. 5.1).
|
|
Таблица 5.1
Значения коэффициента площади поперечного сечения груза K пл
Угол естественного откоса груза j, град | Значение K пл в зависимости от типа опоры | ||||
Однороликовая | Трехроликовая при угле наклона боковых роликов g | ||||
20 ° | 30 ° | 45 ° | 60 ° | ||
<35 | 0,045 | 0,108 | 0,133 | 0,153 | 0,161 |
35...50 | 0,067 | 0,131 | 0,153 | 0,163 | 0,176 |
>50 | 0,092 | 0,153 | 0,174 | 0,182 | 0,192 |
Приравнивая правые части формул (5.1) и (5.3), получим выражение для определения искомой ширины ленты:
, (5.4)
где K b – коэффициент уменьшения площади поперечного сечения груза на наклонном конвейере вследствие его частичного осыпания (табл. 5.2); для большинства инженерных расчетов можно принять K b = 1 при b < 16 ° и K b = 0,85 при b ³ 16 °.
Таблица 5.2
Значение коэффициента K b уменьшения площади поперечного сечения груза на наклонном конвейере с гладкой рабочей поверхностью ленты
Угол естественного откоса груза j, град | Значение K b при угле наклона конвейера b, град | ||||
1...5 | 6...10 | 11...15 | 16...20 | 21...24 | |
<35 | 0,95 | 0,90 | 0,85 | 0,80 | 0,8 |
35...50 | 0,97 | 0,95 | 0,90 | 0,85 | |
>50 | 0,98 | 0,97 | 0,95 | 0,90 |
При транспортировании средне- и крупнокусковых грузов ширину ленты, полученную по формуле (5.4), проверяют на возможность размещения крупных кусков груза, т. е. по условию кусковости:
В кус ³ (2,5...3,5)× а тип + 200, (5.5)
где а тип – типичный размер кусков груза, под которым понимают размер самых больших кусков груза, количество которых по массе превышает 10 % общего количества груза, мм.
Если В < В кус, то принимают В = В кус и округляют его до ближайшего большего стандартного значения (см. п.4.2).