Тема 11 Понятия жизненного цикла, качества и системы качества

Любая продукция от создания и до полного использования проходит стадии, на которых она существует в различном виде или состоянии: от проекта в виде конструкторской документации до полного израсходования своего ресурса и утилизации. Период существования продукции называют «жизненным циклом», который представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния при ее создании и использовании. Очевидно, что на каждом этапе необходимо выполнение некоторых требований, которые прямо сказываются на качестве продукции. Ясно, что некачественный проект, несоответствующие материалы, неверные технологические процессы и т.п. не могут обеспечить конечный качественный продукт.

Качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением (ГОСТ 15467-79). Свойства продукции – объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потребления изделия. Качество продукции характеризуют показателями качества. Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. Показатели качества имеют наименование и численное значение. В зависимости от характера оценки качества продукции показатели качества классифицированы по различным признакам: по количеству характеризуемых свойств, по характеризуемым свойствам, по способу выражения, по этапам определения значений показателей.

Качественные показатели формируются на каждом этапе жизненного цикла. А это предполагает системное (т.е. регулярное, непрерывное, по определенному механизму и т.п.)управление качеством, что и осуществляется в системах качества. Система качества (СК) – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402). Качество продукции в связи с меняющимися потребностями потребителей, влиянием конкуренции нуждается в управлении (менеджменте). Поэтому сейчас используют термин не просто система качества, а система менеджмента качества (СМК). Сущность, цели, задачи и принципы создания и функционирования СМК, определены МС ИСО серии 9000. Основные стандарты этой серии приняты в России «методом обложки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: