Основополагающий вопрос: Нефть- сырье или топливо?

Цели проекта:

§ Создать модель нефтеперерабатывающего предприятия;

§ Углубить и расширить представления о природных источниках углеводородов, доказать, что нефть – ценное сырье и хорошее топливо. Показать роль нефти в экономической политике государства.

§ Научиться разумно распределять время и силы для решения поставленных задач;

§ Научиться выделять главное, применять на практике знания, полученные в курсах химии, находить ответы на поставленные вопросы.

Задачи проекта:

§ Познакомится с ваместорождениями нефти

§ Получить представление о продуктах переработки нефти;

§ Закрепить практические навыки работы по решению расчетных задач, цепочек превращений;

§ Оценить запасы нефти в перспективе и рассмотреть пути ее замены;

§ Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию, представлять ее в табличной форме.

§ Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение

§ Формировать умение работать в парах, группах и индивидуально

§ Охарактеризовать нефть, как вещество, как полезное ископаемое, проанализировать способы переработки нефти и проследить экологические последствия, связанные с ее добычей, транспортировкой и переработкой.

Этапы проведения учебного проекта:

1. Распределение на группы и знакомство с проектом (на уроке)

2. Обсуждение в группах и распределение работы (на уроке)

3. Работа с литературой (домашняя работа)

4. Выполнение практической части задания (домашняя работа)

5. Оформление результатов (домашняя работа)

6. Представление результатов и подведение итогов (на уроке)

1. Вам предстоит создать нефтеперерабатывающее предприятие. Придумайте название своей фирмы и распределите обязанности в группе. Результаты запишите в виде таблицы:

Нефтеперерабатывающее предприятие «……название….»
Должность ФИО Обязанности
       

Список возможных должностей и их обязанности:

1. Главный экономист – проводит необходимые экономические расчеты, выясняет какие продукты можно получить из нефти.

2. Геолог – определяет, нефть какого месторождения будет использоваться на данном предприятии, оценивает ее запасы., выясняет теории создания нефти.

3. Химик – дает характеристику нефти с данного месторождения, определяет ее свойства.

4. 1 Химик – технолог – составляет схему первичной переработки нефти, определяет условия процессов.

5. 2 Химик – технолог – составляет схему крекинга нефти, определяет условия процессов.

6. 3 Химик – технолог – составляет схему других способах вторичной переработки нефти, определяет условия процессов.

7. Инженер – дает характеристику необходимому оборудованию, используемому при переработке нефти, оценивает качество получаемого бензина.

8. Начальник отдела сбыта – дает характеристику готовой продукции, определяет области сбыта

9. Эколог – выясняет, какие аварийные ситуации могут возникнуть при переработке и транспортировке нефти, как нефтепродукты влияют на живые организмы. Предлагает эффективные способы борьбы с загрязнителями.

10. Аналитик - рассматривает пути замены нефти и предлагает рациональные способы получения готовой продукции из другого сырья.

Если в группе менее 10 человек, то свободные должности распределяются между участниками и их задания равномерно распределяют внутри группы.

2. Ознакомьтесь с конкретным объемом работы для вашей должности и начните работу по проекту. При выполнении заданий можно использовать интернет-ресурсы: www.chemistry.narod.ru (раздел нефтехимия),., рефераты, конспекты уроков (11 кл) и учебную литературу: Органическая химия. Учебник для гимназии. Антс Туулметс

3. После выполнения заданий по проекту обсудите в группе основополагающий вопрос, аргументируйте свой ответ и запишите вывод в отчет.

4. Материал по вашей теме соберите в папку и сдайте директору вашего предприятия. В материалах обязательно должны быть отражены следующие пункты:

§ Основополагающий вопрос - цель

§ Название вашего нефтеперерабатывающего предприятия

§ Ваша должность и обязанности

§ Ваше задание по проекту

§ Ответы на задание

§ Вывод (ответ на основополагающий вопрос исходя их всех собранных материалов)

Задания:

Для главного экономиста:

1. Изучите вопрос об использовании нефти в мире в качестве сырья и топлива. На основании полученных данных постройте круговую диаграмму. Общее количество потребляемой нефти примите за 100%. Сколько процентов уходит на использование нефти в качестве топлива? В качестве сырья?

2. Какие продукты можно получить из нефти? Найдите примерную стоимость этих продуктов в Интернете (на прайс-листах аналогичных предприятий) или в др. источниках и составьте сводную таблицу:

Применение нефти и нефтепродуктов
В качестве сырья для получения различных веществ В качестве топлива
Продукты, получаемые из нефти Их средняя стоимость Вид топлива Его средняя стоимость
       
Итого:   Итого:  
Вывод: что выгоднее – использовать нефть в качестве сырья или в качестве топлива?

3. Какие продукты нефтепереработки будет получать ваша компания? В качестве сырья или топлива их можно использовать?

Для геолога:

1. На карте мира отметить важнейшие месторождения нефти. Оценить запасы месторождений нефти, и выбрать источник поставки для предприятия. Определить территорию расположения нефтеперерабатывающего завода, обосновать свой выбор.

2. Кратко рассмотреть теории происхождения нефти. Оформить материал в виде таблицы:

Теория Автор Смысл теории
     

Для химика:

1. Охарактеризуйте состав нефти, используемой вашим предприятием. Можно ли состав нефти выразить формулой? Почему? Укажите, какие классы соединений входят в состав нефти.

2. Опишите физические и химические свойства нефти.

Для 1 химика – технолога:

1. Как осуществляется подготовка нефти и ее перегонка? Какие фракции имеет самую высокую, самую низкую температуры кипения? Какие вещества получают при первичной переработке нефти? Где используют продукты первичной переработки нефти? Ответ оформите в виде таблицы:

Процесс Цель Исходное сырье Физические или химические основы процесса (уравнения, условия протекания реакций) Продукты, их состав и применение
Подготовка нефти        
Атмосферно-вакуумная перегонка     Атмосферная перегонка: 1 фракция (название) – Ткип = … И так далее…. Вакуумная перегонка:  

2. Почему при прямой перегонке удается получить не более 20% бензина?

Для 2 химика – технолога:

1. Что такое крекинг нефти? Для чего его проводят? Рассмотрите различные виды крекинга и заполните таблицу:

Процесс Цель Исходное сырье Химические основы процесса (уравнения, условия реакций) Состав и устойчивость получаемого бензина
Термический крекинг        
Каталитический крекинг        

2. Как практически можно отличить крекинг-бензин от бензина прямой перегонки? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

Для 3 химика – технолога:

1. Что такое пиролиз, риформинг нефти? Для чего их проводят? Заполните таблицу, пользуясь литературными источниками:

Процесс Цель Исходное сырье Химические основы процесса (уравнения, условия реакций) Продукты, их состав и применение
Пиролиз        
Риформинг        

2. Чем характеризуется качество бензина и от чего оно зависит? Какие методы используют для повышения качества бензина?

Для аналитика:

1. Нефть относят к не возобновляемым ресурсам, нашли ли химики замену нефти? Что будет делать общество, когда закончится нефть?

2. Какие продукты можно получить из нефти? Составьте схему «Продукты, получаемые из нефти». Обсудите результаты с директором предприятия и главным экономистом.

Для начальника отдела сбыта:

1. Опишите физические и химические свойства продукции, выпускаемой вашим нефтеперерабатывающим предприятием (сведения о выпускаемой продукции получите у директора предприятия или главного экономиста). Определите области сбыта готовой продукции (какие реальные предприятия области, страны, мира могли бы заинтересоваться вашей продукцией?)

2. Сколько энергии выделяется при сжигании одного литра бензина? Сколько древесины, угля, природного газа, ядерного топлива необходимо для выделения такого же количества энергии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: