Основные критерии развития:
Аз – анализатор зрительный;
Ас – анализатор слуховой;
Э – эмоции;
Др – движения руки;
До – движения общие;
Рп – речевые понимания;
Ра – речь активная;
Н – навыки;
Ср – сенсорика;
И – игра и действия с предметом;
Д – движения;
1 месяц:
Аз – плавное прослеживание движущегося предмета;
Ас – длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки);
Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
До – лежа на животе, пытается поднять и держать голову (до 5сек);
Ра – издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
3 месяца:
Аз – зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке);
Э – отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами источник звука;
Др – случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
До – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минуту);
6 месяцев:
Ас – по разному реагирует на свое и чужое имя;
Др – уверенно берет игрушку, находясь в любом положении и подолгу ей занимается, перекладывая из одной руки в другую;
До – переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;
Ра – произносит отдельные слоги;
Н – ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
9 месяцев
Ас – плясовые движения под музыку;
Э – догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;
Др – действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает);
До – переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;
Рп – на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов;
Ра – подражает взрослому, повторяя за ним слоги;
Н – хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)
12 месяцев:
Аз – узнает на фотографии знакомого взрослого;
Э – протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;
Др – катает, водит, кормит, баюкает;
До – ходит самостоятельно;
Рп – понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрслых;
Ра – произносит 5-10 облегченных слов;
Н – самостоятельно пьет из чашки.