Тема 4.3. Правовое государство
Формально термин «правовое государство» появился в начале XIX века в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Шайста и др.
Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Суть идеи правового государства – в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти.
Платон. Древнегреческий философ, идеалист. В своих работах «Государство», «Политика», «Законы» проводил мысль о том, что:
· там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях»;
· тирания, неизбежно приходящая, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие;
· только там, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Аристотель. Ученик Платона, выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, он постоянно проводил мысль о том, что:
· «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права»;
· там, где отсутствует «власть закона», там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».
Цицерон. Древнеримский политический деятель и мыслитель, в своих работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» отмечал:
· «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане»;
· любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами».
Много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII – XX веков.
Теоретическая конструкция правового государства, этого периода включает:
· разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
· верховенство правового закона;
· взаимную ответственность личности и государства;
· доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом»;
· установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Кант. Немецкий философ. В своих работах указывал:
· на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право;
· государство выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.
Монтескьё. Французский просветитель и правовед Монтескьё в своих трудах отмечал:
· в основе правового государства лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами;
· взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные – для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
В России движение к созданию правового государства было заложено реформами 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права). Среди российских ученых-юристов свой вклад в развитие идеи правового государства внесли Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский и многие другие.
На путь реального его создания можно было встать после Февральской или Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа.
Однако установление диктатуры пролетариата, гражданская война, период «военного коммунизма», а несколько позже – отказ от нэпа и утверждение авторитарного режима, основанного на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в стране правового государства, утвердили примат политики силы государства над правом.
Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной и реакционной, категорически отрицался демократически антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над политикой партийно-государственного аппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.