Скрытый диссонанс — также фактор тонального тяготения.
Тональность упрощенно может быть вообще понята как функция основного тона. Естественно поэтому, что категория основного тона получает в классической тональности богатую разработку.
Возможно различать четыре типа основного тона:
1. Основной тон тональности — t1 (тоника-звук).
2. Основной тон функции — Т1, D1, S1 (также и их «имитации» — DD1, побочные D и S и т. п.).
3. Основной тон аккорда самого по себе — местное значение основы аккорда, что может совпадать с основным тоном аккорда, но может не совпадать (например, в «спутниках» секстовой смены).
4. Мнимый основной тон (особенно в секстах аккордов, если их изъять из тонально-функционального контекста).
Рассмотрим их подробнее.
1. Основной тон тональности (ОТТ) пронизывает в тональной музыке все ладотональное построение целиком. Специфика ОТТ в том, что он ясно ощущается и тогда, когда реально слышимый, даже очень сильно звучащий основной тон в данный момент с ним не совпадает (например, в доминантовых предыктах, в кульминационных субдоминантовых отклонениях и т. п.). Мощь ОТТ дает возможность строить огромные классические музыкальные формы. Сквозное действие ОТТ обеспечивается непрерывной поддержкой находящихся в высшем ладоакустическом родстве () функции D и S.
|
|
В тональности ОТТ — центральный тон.
2. Основные тоны функции (ОТФ) — звуки (1,) 5 и 4, которые в классической функциональной тональности постоянно ощущаются как опоры лада, повторяются чаще других звуков; так же важна их роль в качестве опорных тонов, регулирующих движение классической мелодии с ее пусть и полностью подчиненными общим тональным функциям, но все же не совсем с ними сливающимися модальными, монодическими ладомелодическими функциями звуков (не аккордов; см., например, структуру тональности в начальном восьмитакте «Фантастической пьесы» Шумана ор. 12 № 4 Des-dur или в начале темы «Свадебного марша» Мендельсона-Бартольди).
ОТФ представляют собой фундаментные основные тоны тональности.
3. Основной тон аккорда (ОТА) — главный звук аккорда, выявляемый из самой его структуры, прежде всего из консонантного ядра (см. главу 4).
По сравнению с фундаментными ОТА являются простыми.
4. Мнимый основной тон (мнимый ОТ) — тот, что в действительности таковым не является. Например, звук f1 в заключительной тонике a-c 1- f 1 мазурки Шопена ор. 17 № 4 a-moll (см. в главе 10 пример 139Б) при формальном терцовом понимании классических аккордов а - с 1- f 1 разложимо по терциям (f-a-c1 с основным тоном f), что, однако, в контексте мазурки Шопена было бы грубой ошибкой.
Секста в доминанте мажора (D6-T) — типичный мнимый основной тон. Очень часто сильное, заметное нарушение норм удвоения аккордовых звуков указывает на истинный ОТА.
|
|
Все эти типы основных тонов сосуществуют одновременно, создавая живую игру тональных сил, вступая подчас в противоречие друг с другом либо образуя богатую смысловыми оттенками двойственность значений звуков. (Например, светлые «миноры» +Sp или +Тр,