Один из важнейших путей расширения тональности — разветвление сети гармонических связей, продление функциональных контактов за пределы первого «пояса неустойчивости» (то есть за пределы D и S, непосредственно соотносящихся с тоникой). Возможно образование, так сказать, «второго пояса» функциональных отношений, где аккорды обращены своими тяготениями не сразу в тонику, а сначала в окружающие тонику гармонии D или S. Такие функции уже не будут основными, а будут «второстепенными», находящимися во второй степени связи с тоникой. Фактически являются ими и местные доминанты (или субдоминанты) к нетоническим гармониям в секвенциях, и несомненно аккорды DD, и «эмансипировавшееся» от производящей его минорной субдоминанты фригийское (неаполитанское) трезвучие. Но в силу ряда условий все они очень близко стоят к основным функциям и в большинстве своем (за исключением DD) не должны фигурировать как ярко выраженные типы побочных функций.
В собственном смысле слова побочные функции — это хроматические побочные доминанты и субдоминанты, то есть аккорды, заимствуемые из других тональностей (пример 196).
|
|
Во многих связях (однако все же не буквально во всех) побочные функции могут быть представлены как альтерационная (вводнотоновая) хроматизация соответствующих чисто диатонических гармоний (пример 197).
Не следует отождествлять побочные функции с функциональными спутниками. Различие между ними состоит в том, что функциональные спутники суть видоизменения основной коренной гармонии, представляющей данную функцию, а побочные функции — это
в чистом или измененном виде другие гармонии, противопоставленные данной.
Принцип побочных функций схематически изобразим следующим образом (см. рис.): в двойном квадрате — ЦЭ; в простых квадратах — основные неустойчивые функции; в кружках — побочные функции.
Местное отношение побочной доминанты к своей тонике вполне подобно модуляционным явлениям. Такое окружение (обычно предварение) какого-либо аккорда его собственной доминантой называется отклонением. Отклонение представляет собой хроматическую субсистему в противоположность диатоническим натурально-ладовым аналогичным оборотам, которые только подобны этим подлинным отклонениям.
Специфическая особенность, отличающая отклонение от модуляции (а следовательно, расширение тональности от ее смены), заключается в том, что местная тоника в отклонении сохраняет свою центральную функцию в качестве какого-либо неустоя, причем эта основная функция ощущается непосредственно и служит основой для гармонического движения в более крупном плане. Отклонения часто и возникают как «вставки» побочных функций к аккордам, элементарно связанным в ладотональном отношении (пример 198).
|
|
Поскольку гармонии разрешения ничуть не меняются от того, что им предшествуют в отклонениях побочные функции, то общая функциональная связность лишь обогащается дополнительными отношениями, но нисколько не колеблется. Отсюда и ощущение основной тоники при последовании со включенными побочными функциями. Взаимодействие тоник «микротональностей» послужило С. И. Танееву отправным положением для создания им теории объединяющей тональности. С позиций этой теории, местные тоники d-moll и G-dur в отклонениях, приведенных в примере 196А, взаимно неродственны друг другу, но они совместно родственны третьей тональности — C-dur, на ступенях которой они находятся. Поэтому последование тональных гармоний d-moll — G-dur отрицает и ту и другую в качестве тоник и вызывает тяготение к истинной, объединяющей тональ-
ности — C-dur, переход в которую и является разрешением их конфликта (в частности и в особенности разрешением распределенного между трезвучиями d-moll и G-dur тритона фа-си).
Необходимо заметить, однако, что вопрос о том, имеем ли мы дело с отклонением (и расширением функциональности) или с модуляцией, не является чисто гармоническим и решается лишь в контексте целостного формообразования (см. об этом в главе 12).
Эстетическое значение подобных функций видится прежде всего в огромном обогащении ряда прямо или опосредованно подчиненных тонике созвучий, в образовании новых тончайших функциональных оттенков и переплетений. Если взять только лишь простейшие основные и побочные функциональные созвучия (без мажоро-минорных смешений, различных диссонансов, без линеарности и т. д.), то в пределах расширенного лада C-dur мы получим многокрасочный комплекс гармоний (пример 199).
В рамках последования под главенством единой общей тоники стремительно растут перекрестные «омнитональные» связи внутри расширяющейся тональности. В результате и гармония в целом приобретает многообразие и богатую разветвленность, особенно свойственную расширенной тональности позднеромантического типа (пример 200).