Функционально точная нотация примера 278Б расшифровывает скопление функциональных модификаций: III как Т; нV6< как
(побочная дубль-доминанта); нII> (записана как вI>) как причем опасно отдалившегося от функционального родоначальника (звука С) функционального спутника второго порядка des> «переманила» функция (побочной) субмедианты (ср. также с примером 276А, В).
Другое значение однотерцовой гармонии в мажоре (вI>) представляет последование C-cis-C в главной теме финала 8-й симфонии Шостаковича: отклонение в параллель к медианте (Мр); по теории Карг-Элерта это доминантовая «медиант-параллель», то есть параллель к E-dur в тональности C-dur (соответствует ходу C-E-cis в тактах 9-12 темы Шостаковича).
Однотерцовая гармония к минорной тонике применяется аналогично. При двух указанных выше возможностях энгармонизма возникают те же два способа связи с тоникой (см. на рисунке схемы I и II):
В c-moll
Рассмотрим примеры 279А, Б.