В малых формах (простой двух- и трехчастной) основных функций частей (которые призвана выявлять гармония) — три: экспозиционная, или функция изложения (начальное предложение или начальный период), срединная (развивающая часть темы) и функция утверждения (завершающая часть темы; часто — тематическая реприза).
Роль гармонии в образовании начального периода особенно последовательно связана с метром, то есть с распределением в форме тяжелых и легких тактов. Согласно классической (римановской) теории метрического периода, метрические функции тактов распределяются в квадратном периоде (а он есть основной тип классического периода) следующим образом:*
Функции тактов
Обозначения: легкое время; - тяжелое время; — вдвойне тяжелое время; ≡втройне тяжелое время.
Тяжелое время, тяжесть — не усиление звучности или опора, нажим, а заключающая способность (фактор музыкально-логический).
Тяжелые такты: 8 — функция полного заключения, ответа на полузаключение 4-го такта; 4 — функция полузаключения; 2 — функция простой остановки; 6 — функция остановки и в то же время устремления к 8-му такту; как бы «ожидание».
|
|
Легкие такты: 7 — функция сильнейшего устремления к такту полного заключения (= 8); 3 — функция сильного устремления к такту полузаключения (= 4); 1 — начало; функция (едва заметного) устремления к такту простой остановки (= 2); 5 — функция ответа на 1-й такт и устремления к такту остановки (= 6).
Все функции легких тактов отражают функции тяжелых, которые после них следуют (поэтому при фиксации анализа легкие такты можно не отмечать).
Во многих случаях слуховому усвоению метрических функций может помочь использование (предложенных еще в XVIII в.) знаков препинания:
Эти четыре знака соответствуют основным метрическим функциям:
♦ после 2-го такта — остановка (,)
♦ после 4-го такта — полузаключение (;)
♦ после 6-го такта — ожидание (:)
♦ после 8-го такта — полный каданс (.)