Социальное управление в трудовом коллективе

Определение: Социальное управление – это формирование критериев и показателей социального развития объекта, выделение возникающих в нем социальных проблем, разработка и применение методов их решения, достижения планируемых состояний, а также параметров социальных отношений и процессов.

Таким образом, из приведенного определения, очевидно, что социальное управление – это, так сказать, наиболее широкий тип управления. Оно предполагает не просто руководство какими-либо сторонами жизнедеятельности коллектива, а охватывает все его развитие как социального организма.

Осуществлять социальное управление коллективом – это значит:

Во-первых, выделить основные критерии и показатели его социального развития.

То есть не просто обозначить, сколько и когда будет выпущено той или другой продукции, а рассматривать коллектив как социальный организм, имея в виду весь комплекс возникающих в нем социальных проблем:

- от улучшения качества продукции до организации качественного питания;

- от формирования оптимального состава коллектива до выявления путей решения жилищных проблем работников и т.п.

Во-вторых, социальное управление предусматривает выделение основных социальных проблем, которые препятствуют эффективному достижению тех социальных критериев и показателей, которые стоят перед коллективом (например, от чего зависит большое число нарушений дисциплины, почему нет заинтересованности в развитии системы общественного питания, почему не решаются вопросы улучшения условий труда).

В-третьих, социальное управление, как и управление, вообще, имеет циклический характер и включает такие стадии, как социальное прогнозирование, социальное проектирование и планирование, социальное регулирование, непосредственное руководство социальными процессами в трудовом коллективе.

Наконец, осуществляя социальное управление, его субъект (руководитель, управленческий орган) должен разработать методы решения тех или иных социальных проблем, которые стоят перед коллективом. При этом кроме самых разнообразных методов социального управления (в широком смысле этого слова) - экономических, административных, политических и т. п., особое место должно принадлежать специфическим социальным (в узком смысле слова) методам.

Методы социального управления разделяются в зависимости от того, на какой объект осуществляется социальное действие:

1. на отдельных работников;

2. отдельную группу;

3. целый коллектив.

Объясняется это тем, что на каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и применяет соответствующие методы.

Так, по отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить следующие действия на поведение индивида:

а) прямое (приказ, задание);

б) через мотивы и потребности (стимулирование);

в) через систему ценностей (воспитание, адаптация, образование и т. п.);

г) через социальную окружающую среду, изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.

Относительно группы, которая входит в коллектив, методы социального управления распределяются таким образом:

а) формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, размещению рабочих мест и т. п.);

б) объединение группы (с помощью организации соревновательного стимулирования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т. п.).

На уровне социальной организации коллектива предприятия используются следующие методы социального управления:

а) согласование формальной и неформальной структур;

б) демократизация управления (с помощью повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке решений, изучения и учета общественного мнения и т. д.);

в) социальное планирование (совершенствование социальной структуры коллектива, повышение квалификации работников и т. п.).

Перечисленные методы не следует, естественно, путать с технологиями и методами непосредственного управления, руководства коллективом как таковыми, через использование которых решаются задания и социального, и экономического, и технологического, и тому подобного управления. Мы имеем в виду административные, экономические и социально-психологические методы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение социальной организации предприятия и перечислите её основные признаки.

2. Дайте классификацию трудовых коллективов. Какие критерии при этом используются?

3. Перечислите основные уровни объединения работников в трудовом коллективы. Охарактеризуйте их.

4. Перечислите основные функции трудовых коллективов и дайте им характеристику.

5. Что подразумевается под понятием «структура трудового коллектива»?

6. Что подразумевается под понятием «социальная группа». Какие бывают разновидности социальных групп?

7. Что подразумевается под понятием «социальное управление»?

8. От чего зависит выбор конкретного метода социального управления?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: