Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекции | |
семинарские (практические) занятия | |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | |
Итоговая аттестация в форме | Контрольная работа |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
(разделы, темы, количество часов)
Название разделов и тем | Содержание учебного материала, семинарские (практические) занятия | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии | Содержание учебного материала 1. Предмет и методы психологии. 2. Развитие представлений о предмете юридической психологи, современное его понимание. 3. Основные цели, задачи и методы юридической психологии как научной и прикладной дисциплины. 4. Этапы формирования юридической психологии основные пути и направления в ее развитии. 5. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией. Научная природа юридической психологии. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 2. Психика человека. Понятие и классификация психических явлений | Содержание учебного материала 1. Классификация психических явлений. 2. Возникновение и развитие психики. 3. Психика человека. 4. Сознание как высшая форма психики. 5. Нейрофизиологические основы психики. 6. Строение и функции нервной системы. 7. Принципы и законы высшей нервной деятельности. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 3. Система психических процессов: познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. | Содержание учебного материала 1. Психические познавательные процессы, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 2. Эмоциональные процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 3. Волевые процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. 4. Мотивация и регуляция поведения личности. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 4. Психические состояния. Значение психических процессов и состояний в деятельности юриста | Содержание учебного материала 1. Понятие и классификация психических состояний. 2. Эмоции и чувства. 3. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация). 4. Состояния тревожности, психической напряженности. 5. Критерии оценки аффекта. 6. Значение психических состояний в деятельности юриста. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 5. Психология личности и структура ее психических свойств. | Содержание учебного материала 1. Понятие личности в психологии и в правовой науке. 2. Структура личности. 3. Совокупности свойств личности - темперамент, характер, способности. 4. Характер и его свойства. 5. Задатки и способности. 6. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 6. Мотивация и регуляция поведения личности. Использование психологических особенностей личности в деятельности юриста | Содержание учебного материала 1. Структура направленности личности. 2. Сознательная и бессознательная мотивация поведения личности. 3. Волевая регуляция поведения. 4. Структура волевого действия. 5. Индивидуально психологические особенности личности и их использование в деятельности юриста. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 7. Методология юридической психологии | Содержание учебного материала 1. Юридическая психология в системе научного знания. 2. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии. 3. Методологические основы юридической психологии. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 8. Психология юридического труда. Юридические профессиограммы | Содержание учебного материала 1. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности – разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности. 2. Профессиограмма деятельности юриста. 3. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. 4. Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 9. Психология общения и межличностных отношений Ведение переговоров с преступниками | Содержание учебного материала 1. Общение как фактор социализации личности. 2. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. 3. Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. 4. Речевое поведение юриста. 5. Социальные роли и статус партнеров по общению. 6. Понятие группы в социальной психологии. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 10. Криминальная психология. Психологические особенности личности преступника и преступного поведения | Содержание учебного материала 1. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. 2. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника. 3. Психологические факторы формирования преступного поведения личности. Психология преступного деяния. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 11. Психология потерпевшего. Психологические особенности виктимного поведения. | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности личности потерпевшего. 2. Понятие виктимности. 3. Психологические аспекты виктимного поведения. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 12. Психология несовершеннолетних. Психология преступной группы | Содержание учебного материала 1. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника. 2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. 3. Понятие о криминальной субкультуре. 4. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах). 5. Психологические методы нейтрализации круговой поруки в борьбе с групповой преступностью. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 13. Психологические основы предварительного расследования. Психологические основы осмотра места происшествия, обыска и выемки | Содержание учебного материала 1. Психология предварительного расследования. 2. Психологические особенности взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса. 3. Психологические аспекты осмотра места происшествия. 4. Составление психологического портрета неизвестного преступника. 5. Психологические особенности обыска и выемки. 6. Психология обыскиваемого и обыскивающего. 7. Психологические особенности личности обыскиваемого. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 14. Психология допроса и очной ставки | Содержание учебного материала 1. Общие психологические особенности проведения допроса. 2. Вопросы как средство психологического воздействия на допрашиваемое лицо. 3. Психологические особенности допроса свидетеля и потерпевшего. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. 4. Психологические особенности проведения очной ставки. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 15. Психологические основы проверки показаний на месте и следственного эксперимента. Психология предъявления для опознания | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности проверки показаний на месте. 2. Психология следственного эксперимента. 3. Проверка психологических особенностей личности, а также ее навыков, умений и способностей в смоделированных условиях. 4. Психология предъявление для опознания. 5. Психологические особенности восприятия объекта и личности опознающего. 6. Психологические закономерности процесса узнавания. Симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание. 7. Психологические особенности опознания трупа. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 16. Судебно-психологическая экспертиза | Содержание учебного материала 1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы. 2. Особенности постановки вопросов перед судебно-психологической экспертизой. 3. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы. 4. Комплексная психолого-психиатрическая и медико-психологическая (судебная) экспертиза. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 17. Психологические аспекты гражданского и арбитражного судопроизводства | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности гражданского судопроизводства. 2. Психология участников гражданского процесса. 3. Психология деятельности арбитражного суда. 4. Психологические особенности участия посредника в арбитражном судопроизводстве. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 18. Психологические основы деятельности прокурора. Психологические особенности деятельности адвоката и нотариуса | Содержание учебного материала 1. Психологические особенности деятельности прокурора. 2. Психологические аспекты деятельности адвоката. 3. Социально-коммуникативные и нравственные качества адвоката. 4. Социально-психологические особенности деятельности нотариата. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 19. Психологические аспекты уголовного судопроизводства | Содержание учебного материала 1. Общие психологические аспекты уголовного судопроизводства. 2. Психологические особенности судебного следствия. 3. Психологические особенности допроса в суде. 4. Психологические аспекты оценки доказательств и назначения наказания в ходе судебного разбирательства. 5. Психологические особенности личности судьи. 6. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей. 7. Психологические особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 20. Исправительно-трудовая психология. Психологические факторы ресоциализации | Содержание учебного материала 1. Психология осужденного. 2. Проблемы эффективности наказания. 3. Труд осужденного в условиях лишения свободы. 4. Психологические факторы успешной ресоциализации. 5. Проблемы адаптации освобожденного к жизни на свободе. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
ИТОГО | Лекции | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельные работы обучающихся | |||
Всего |