Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Чеченский государственный университет
Медицинский институт
Х. М. Батаев., И.Х.Байсултанов.
Пособие по самоподготовке к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.
( Учебное пособие для студентов )
Грозный 2013
Составители:
Батаев Х.М - заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней медицинского института ЧГУ, д.м.н., профессор.
Байсултанов И.Х. к.м.н., доцент, директор медицинского института ЧГУ.
Учебное пособие рекомендуется для студентов III курса лечебного факультета при подготовке к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней
Рецензенты:
- Сайдуллаева М.Г., Зав. кафедрой факультетской терапии медицинского института ЧГУ, д.м.н., профессор
- Хасханова Л.Х., Зав. кафедрой акушерства и гинекологии медицинского института ЧГУ, д.м.н., профессор
Печатается по решению учебно – методического совета Чеченского государственного университета.
|
|
Введение
Слово «пропедевтика» (от латинского propaedeutica) переводится как «введение», «подготовленное обучение», (от греч, propaidey), что означает «обучаю предварительно». Пропедевтика внутренних болезней излагает основополагающие начала этой дисциплины; это введение в курс внутренних болезней, предварительное обучение внутренним болезням.
Пропедевтика – один из сложных разделов медицины, обширная теоретическая и клиническая дисциплина, содержащая в себе значительное число фундаментальных фактов, необходимых не только терапевту, но и врачу любой другой медицинской специальности. Это первая клиническая дисциплина, с которой сталкивается студент, первое его общение с практической медициной, с пациентом.
Цели этой дисциплины- дать основы для рационального подхода к оценке основных проявлений болезней внутренних органов.
В задачи раздела входят:1) овладение основными физическими методами исследования; 2) выявление основных симптомов и синдромов (сочетаний симптомов, имеющих единое происхождение), встречающиеся при заболеваниях внутренних органов; 3) общее ознакомление с наиболее часто встречающимися болезнями внутренних органов (частная патология).
Предлагаемое пособие отражает программу курса пропедевтики внутренних болезней и призвано помочь студентам ориентироваться в большом потоке новой для них информации. Пособие включает описание тем занятий, их краткое содержание, перечень контрольных вопросов, разбираемых на занятии, набор тестовых заданий и ситуационных задач. По каждой теме занятий приведена рекомендуемая литература, представленная преимущественно современными изданиями усвоение которой даст возможность студенту подготовить ответы на поставленные вопросы и тестовые задания
|
|
Пособие предназначено в первую очередь для внеаудиторной работы, но может быть полезным и во время практических занятий. Самостоятельная работа с пособием в процессе обучения поможет повысить уровень знаний студентов по пропедевтике внутренних болезней.
Тематический план лекций и практических занятий по пропедевтике внутренних болезней на 5 семестр.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего | Лекция | Практические занятия | |||
1. | Введение. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Схема истории болезни, расспрос. | ||||
2. | Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания. Общий осмотр. Осмотр и пальпация грудной клетки. | ||||
3. | Сравнительная и топографическая перкуссия легких. | ||||
4. | Аускультация легких. | ||||
5. | Функциональные и лабораторные методы диагностики заболеваний органов дыхания. | ||||
6. | Итоговое контрольное занятие №1 по теме: «Методы исследования органов дыхания» (проверка практических умений и знаний). | - | |||
7. | Клиническая симптоматология и диагностика крупозной и очаговой пневмонии. Принципы лечения. Клиническая симптоматология и диагностика плевритов. | ||||
8. | Исследование больных с острым и хроническими бронхитами, бронхиальной астмой. Клиническая симптоматология, диагностика, принципы лечения. Астматический статус. Симптомы бронхоэктатической болезни. | ||||
9. | Итоговое контрольное занятие №2 по теме: «Симптоматология заболеваний органов дыхания» (проверка теоретических знаний). | - | |||
10. | Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов кровообращения. Пальпация сердца. Перкуссия сердца. | ||||
11. | Аускультация сердца, тоны и шумы сердца | ||||
12. | Методы дополнительного исследования сердечно -сосудистой системы. | ||||
Аритмии. | |||||
14. | Ревматизме, его диагностика. Приобретённые пороки сердца: недостаточность митрального клапана, стеноз левого атриовентрикулярного отверстия. | ||||
15. | Пороки сердца: недостаточность аортального клапана, стеноз устья аорты, недостаточность трёхстворчатого клапана. | ||||
16. | Ишемическая болезнь сердца. Артериальная гипертензия. | ||||
17. | Сердечная недостаточность. | ||||
18. | Зачётное занятие | - | |||
Итого | |||||