Мы предлагали выбрать и расположить 8 архетипических картин подобно цветовыбору Люшера.
Обнаружена высокая ранговая корреляция по расположению картины среди остальных архетипических картин и положению соответствующего цвета в тесте Люшера.
121
При общей корреляции ключевых картин и выбора цветов представляли особый интерес случаи, когда они не совпадали.
Если при гармоничном цветовыборе и при выборе картин первое место заняли образы ночи и трагедии, это часто совпадало с тем, что выяснялось: в памяти человека как рана сохраняется воспоминание о каком-то стрессе, трагедии, проблеме, иногда достаточно давней, но значимой для человека.
Если при наличии тревожности отрицался основной цвет, но картина, соответствующая этому отрицаемому цвету, все же выбиралась как желанная, это доказывало, что близко восприятие этого цвета.
В нормальном варианте, и обычно после сеанса арттерапии, этот отрицаемый цвет занимал подобающее ему место.
Высокая корреляция с тестом Люшера позволила мне сделать психологический эксперимент - я провел у человека только метод выбора ключевых картин. Картина - символ красного цвета, заняла 7-е место. По выбору цветов я давно установил, что на 7-м месте цветовыбора расположена информация о том, что произошло 3 месяца назад.
|
|
Я спросил: — Не произошло ли что-либо 3 месяца назад? — 3 месяца назад я перенес тяжелую операцию, — ответил удивленный пациент.
Каждый из цветов Люшера стал символом архетипического образа природы и солнечного цикла.
Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров — это нереализованная одаренность. Именно это он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел.
Живые лица
Удачной была методическая находка - просьба найти точку картины или деталь, которая наиболее комфортна, близка зрителю, где бы он хотел находиться.
Здесь меня ждали неожиданности.
Каждый находится в своем мире и часто не подозревает, как отличаются люди друг от друга. Человек неповторим и непознаваем.
Передо мной картина Фридриха — широкие панорамы, горы, низины. На переднем плане тревожный силуэт огромного дерева.
122
Художник Фридрих остро чувствовал романтическую красоту природы. Он был другом поэта Жуковского и близок к его творческим образам. Он страдал меланхолией.
Однажды я спросил человека, какой элемент картины наиболее ему симпатичен.
Прошли годы, и я не могу забыть его выбор.
Он показал не на синие силуэты гор, и не на поразительные лужайки, не на силуэт дерева, которые чаще всего привлекали зрителей. Он показал на малозаметный фрагмент картины, где его восхитили похожие на небольших блох овцы.
|
|
Каждый, кто рассматривал эту деталь, приходил в восхищение от неповторимости и непознаваемости человеческой природы.
Когда Вы смотрите на выбранную картину и на желанную деталь этой картины, Вы интуитивно постигаете внутренний мир человека, перед нами неожиданный проективный тест.
Осознайте, что если человек выбрал картину Саврасова, а на ней лес, бурное небо после только что отзвучавшей грозы, огромные лужи на земле как сердечные раны -- картина тревожна и прекрасна, — перед нами внутренний мир человека в образах Саврасова.
Передо мной женщина, она обаятельна и скована тревогой и усталостью — она болеет гепатитом, ее сын пристрастился к наркотикам, — поводов для тревоги у нее более чем достаточно.
Она выбирает из всех картин гениальную картину Брейгеля «Зима» — в низину спускаются охотники, рядом собаки с поразительными закрученными хвостами, костры у стен домов, все это слева; справа зимние панорамы — маленькие фигурки людей, двигающихся по обледеневшей земле, люди вдруг оказываются похожими на ворон; на переднем плане дальние панорамы с уменьшающимися фигурками.
Картина тревожна и прекрасна, соединяет планы картины летящая птица.
Это целый мир — новые, почти невидимые персонажи и панорамы вдали.
Она выбрала для себя желанный участок картины, и он был страшноват — мрачные темные домики; какая-то щель между крышами домов оказалась комфортной для нее зоной картины — это щель, куда от тревожного мира пытается спрятаться ее растревоженная душа.
Методы «Мacка» и «Зеркало» (цветовыбор и выбор изображений животных.)
В своей работе с детьми я стал предлагать им выбрать среди ярко эмоциональных изображений животных. Это помогало налаживать контакт с детьми, пока я поговорил с родителями. Кроме того, выбор животного характеризовал психологическое состояние ребенка.
Принцип свободного интуитивного выбора роднил эту методику с методом Люшера — такой выбор является ключом к подсознательному.
Затем наиболее часто выбираемые изображения животных я стал предлагать взрослым.
Результаты превзошли возможные ожидания.
Сам человек не видел, что перед ним поразительный автопортрет в маске животного. Окружающие это видели и были в восторге от снайперской меткости и талантливости подсознания.
Оказалось, что передо мной яркий проективный метод оценки эмоционального состояния. Спонтанный интуитивный характер выбора превращает метод в занимательную игру, однако выбранный образ, незаметно для выбравшего, дает о нем значимую информацию. Он не подозревает, что выбрал свой портрет, что это послание его подсознания. Психотерапевт узнает желанные образы пришедшего к нему человека.
Неожиданность ожидает нас, когда мы просим человека оценить это выбранное существо. Характеризовать его эпитетом. Он должен сказать, какой он, этот выбранный зверь. Здесь проявляется неповторимость каждого человека — заведомо тоскливое существо оценивается как радостное, а наглый зверь воспринят как нежный и трепетный. Это похоже на оценку своей фотографии самим человеком.
Различие в оценке изображения самим человеком и другими людьми затрагивает проблему самооценки и оценки человека другими людьми, которые глядят на человека более трезво, без симпатии, с которой человек интуитивно относится к себе любимому.
В якобы простом методе выбора наиболее симпатичного образа среди всех предложенных таятся значительные глубины.
124
125
Метод «Маска» и цветовыбор
Выбранные животные и выбранные цвета имеют высокую корреляцию. Эмоциональные портреты выбранных животных становятся воплощением эмоциональной окраски цветовых программ.
|
|
Трагический черный цветовыбор совпадает с предпочтением мрачного дога, сумрачной мордой львицы. Пpu цветовыборе отрешенного серого цвета часто выбирают спящих животных. Печаль выбора коричневого — воплотил бассет, с его выражением нищего у дороги (или Кисы Воробьянинова, просящего милостыню). Мечтательность фиолетового — выбор бабочки, мечтательного львенка. Мягкость, доброта синего — собачка чау с синим языком и милой полнотой. Спокойная мудрость зеленого — терьер, сеттер, боксер. Жизнерадостный желтый цвет — выбор дельфина, жизнерадостных животных. Неистовая энергия красного цвета — афганская борзая, лошади.
Обычно выборы портретов животных оказываются прекрасными иллюстрациями того, что мы знаем о характеристике цветовых программ.
Приятной неожиданностью были новые знания о сером, цвете — интуитивный выбор спящих животных говорит на языке образа:
<<Я сплю, хочу покоя, изоляции от окружающего мира».
Возможности теста «Маска»
Характеристика выбранного животного пациентом может резко отличаться от общего восприятия.
Здесь мы видим феномен парадоксального мировосприятия.
Однако люди с тревожным состоянием, с напряженным сочетанием цветов по Люшеру часто мрачные, тревожные образы животных воспринимают как спокойные или даже радостные.
Парадоксальность эмоциональной оценки изображения наводит на намять знаменитые законы Введенского: измененное состояние нервной системы приводит к искажению в приеме информации — возникает парадоксальное восприятие.
Вы можете узнать о своей теми, о которой говорил Юнг.
Покажите выбранных Вами животных другим людям (конечно, они не должны знать, что это Ваш тайный портрет). И попросите их охарактеризовать. Вы с изумлением услышите в характеристике выбранного Вами существа Ваши тайные слабости, которые Вы предпочитаете не замечать, зная и не зная об их существовании.
Если Ваши две слабости — склонность к вкусной еде и рассеянность, то Вы услышите в оценке выбранного Вами хомячка или белочки — обжора и растеряха.
|
|
Посмотрите на выбранное животное: кто оно — победитель или побежденный, хищник или безобидное существо? Все это может дать значимую информацию о человеке.
Выбранное животное отражает проблемы человека, его восприятия себя и мира. Выбор животного отвечает на вопрос: кто пришел ко мне на сеанс?
Никто не мешает проработать выбранный образ по системе гештальттерапии или по другим системам.
Можно воочию увидеть собаку сверху и собаку снизу из опытов Перлса.
Образы животных, в зеркалах, искусства
Животные сопровождают всю человеческую цивилизацию. Они-- наши братья, и голос наших предков отзывается не только человеческими интонациями. Наши далекие предки жили в мировом океане, о чем говорит состав нашей крови. Фазы развития человеческого эмбриона представляют черты рыб и земноводных существ— наших предков.
Животные сопровождают всю жизнь человечества. Первобытное человечество выделилось из мира зверей и зависело от них. Древние люди изображали зверей на стенах пещер, верили в магию этих изображений. В магических ритуалах они наряжались животными, подражали повадкам животных, добиваясь их благосклонности, веря, что это поможет успеху в охоте, приобщению к свойствам животных.
Древние считали себя связанными с животными, относя себя к потомкам волка, варана или лягушки. Древние люди выбирали себе священных животных, это был их Тотем. Тотемные животные были архетипическими образами человека или племени. Капитолийская волчица или британский лев выплывают из глубины истории.
Образы животных человечество видит в звездных скоплениях. Европейский гороскоп дает нам образы 12 месяцев - все три водных знака имеют изображения живых существ (рыба, скорпион, рак).
Флегматики (знаки земли) дают нам образы козерога и тельца, холерики (знаки огня) — овена и льва. Остальные месяцы носят
126
образы, не связанные с животными. Отметим, что уровень сангвиника (знак воздуха) не имеет черт животных.
Европейские портреты месяцев дополняют животные лики китайского гороскопа, дающего образы животных как облики целого года. В Китайской восточной астрологии мы видим преобладание образов животных, хорошо знакомых людям, исключая дракона.
Перед нами домашние животные: наиболее близкие человеку и сами очеловеченные кот и собака, животные дворовые — лошадь, бык, коза, кабан и петух (этих человек заставляет трудиться или использует как пищу). Лошадь тянула человеческую цивилизацию, передвигая грузы, становясь участником войн и их жертвой. Среди образов Зодиака — крыса, гнездящаяся недалеко от жилья человека; появляются обезьяна и тигр — это вольные жители природы или пленники зоопарка.
Черты животных как хорошо известные символы сливаются с чертами человеческого характера и даже становятся символами событий отдельных лет, при этом образы животных вырастают до космического размаха.
Идут небесные бараны, Шагают кони и быки, Пылают звездные колчаны, Блестят астральные клинки.
Отношение к животным на Востоке может быть поднято до поразительного образа Будды: «Ты должен любить безногих, двуногих, Четвероногих и многоногих».
(Ты должен любить животных, — говорит Будда, начиная свой
перечень со змей.)
Роль образов животных в психологическом мире человека помогают понять их отражения в зеркалах искусств. Животные — близкие друзья и невинные жертвы, опасные враги и меньшие братья. Это наши родственники, иногда братья по разуму, иногда меньшие братья.
В музыке прежде всего нашли отражения образы птиц — наиболее музыкальных существ, — они оживают в мелодиях Пасторальной симфонии Бетховена, вечно плывет Лебедь Сен-Санса.
Изображения животных в живописи часто оттеняют характер человека, как в картине «Дама с горностаем» Леонардо.
127
В литературе животные были героями в баснях и сказках, превратившись в маски человеческих страстей и характеров.
Библия говорит о кротости голубя и мудрости змеи.
Такое интимное, мистическое восприятие животных вырастает из истории человечества.
Франциск Ассизский создал кантику братцу Солнцу и сестрицам Ласточкам. В «Книге джунглей» Киплинга звучит клич Маугли: «Мы одной крови, вы и я». В «Синей птице» Меттерлинка деревья и животные тайно враждебны человеку за принесенные им страдания и готовы отомстить, только Пес остается верен человеку, а Кот оказывается предателем.
Синяя птица счастья в сказке Меттерлинка пересвистывается с другой отважной птицей — чайкой по имени Ливингстон. Ее неудержимая страсть к полетам позволила ей перейти в другие измерения, ее ждет отлучение от стаи, потом появляются ученики.
Российские образы животных отличает страдальческий ореол.
Читатель Чехова вошел в мир Каштанки. Толстой оживил мир Холстомера. Вспомним судьбу Муму Тургенева, лошади Изумруда Куприна. В романе Достоевского «Преступление и наказание» замученная лошадь воплощает страдания человечества в тягостном сне Раскольникова.
С ним перекликаются строки Маяковского к упавшей лошади:
— Лошадь, встаньте, лошадь, не надо... — Все мы немножко лошади.
Вспомним строки Чехова:
— Так жить нельзя, надо застрелиться, подумал бы человек. Но Каштанка просто заплакала.
Вспомним верблюда у Платонова, у которого нет сил, чтобы заплакать перед смертью.
Дерсу Узала называет тигра человеком и разговаривает с ним. Сострадани е к животным окрасило поразительные строки русских поэтов.
Например, Есенин говорит о животных как о «братьях наших меньших»:
Каждая замызганная лошадь Головой кивает мне навстречу, Для друзей приятель я хороший. Каждый взгляд мой душу зверя лечит.
128
А вот и замечательный Владимир Владимирович: В булочной встречаю собачонку. Сверху посмотреть — сплошная плешь. Из себя готов отдать печенку — Мне не жалко, дорогая — ешь!.. (Маяковский).
Поразительные строки написал Заболоцкий:... На крыльце сидит собачка С маленькой бородкой.
И толпы животных и диких зверей, Просунув сквозь ели рогатые лица, К источнику правды, к купели своей, Склонялись воды животворной напиться.
О если б человек увидел лицо чудесное коня..
Бык, беседуя с природой, Удаляется в луга.. Над прекрасными глазами Светят белые рога....
Плывет белоснежное диво, Животное, полное грез, Красавица, дева, дикарка, Высокая лебедь плывет.
А кот кувшинчиком сидит..
И вся от холода дрожа,
В глаза мои смотрела кошка,
Как дух седьмого этажа...
129
Лики животных, похожие на страдающих детей, оживают на полотнах Филонова. В его шедевре «Крестьянская семья» очеловечены лошадь и собака.
Совсем иные образы животных в Западном мире. Замечательно изобразили животных Джек Лондон (Белый Клык) и Сетон Томпсон (волчица Тито и Виннипегский волк. Его животные герои — отважные волки, безрассудно смелые собаки, смелый кролик и голубь).
В трагической «Ферме» Орвелла, к примеру, в животных воплощается трагикомедия социализма — казармы с благими намерениями, где правят хитрые свиньи и гибнет труженик лошадь, которая в ответ на все трудности и беды призывает себя: «Надо больше работать».
Эти полярные роли — победителей и побежденных, жертв и триумфаторов, — связанные с образами животных, отражают человеческие типы и судьбы.