Сопоставление ключевых картин и цветовыбора

Мы предлагали выбрать и расположить 8 архетипических кар­тин подобно цветовыбору Люшера.

Обнаружена высокая ранговая корреляция по расположению картины среди остальных архетипических картин и положению соответствующего цвета в тесте Люшера.

121

При общей корреляции ключевых картин и выбора цветов представляли особый интерес случаи, когда они не совпадали.

Если при гармоничном цветовыборе и при выборе картин пер­вое место заняли образы ночи и трагедии, это часто совпадало с тем, что выяснялось: в памяти человека как рана сохраняется воспоминание о каком-то стрессе, трагедии, проблеме, иногда дос­таточно давней, но значимой для человека.

Если при наличии тревожности отрицался основной цвет, но картина, соответствующая этому отрицаемому цвету, все же вы­биралась как желанная, это доказывало, что близко восприятие этого цвета.

В нормальном варианте, и обычно после сеанса арттерапии, этот отрицаемый цвет занимал подобающее ему место.

Высокая корреляция с тестом Люшера позволила мне сделать психологический эксперимент - я провел у человека только ме­тод выбора ключевых картин. Картина - символ красного цвета, заняла 7-е место. По выбору цветов я давно установил, что на 7-м месте цветовыбора расположена информация о том, что произошло 3 месяца назад.

Я спросил:Не произошло ли что-либо 3 месяца назад? — 3 месяца назад я перенес тяжелую операцию, — ответил удивленный пациент.

Каждый из цветов Люшера стал символом архетипического образа природы и солнечного цикла.

Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров — это нереализованная одаренность. Именно это он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел.

Живые лица

Удачной была методическая находка - просьба найти точку картины или деталь, которая наиболее комфортна, близка зрителю, где бы он хотел находиться.

Здесь меня ждали неожиданности.

Каждый находится в своем мире и часто не подозревает, как отличаются люди друг от друга. Человек неповторим и непознаваем.

Передо мной картина Фридриха — широкие панорамы, горы, низины. На переднем плане тревожный силуэт огромного дерева.

122

Художник Фридрих остро чувствовал романтическую красоту природы. Он был другом поэта Жуковского и близок к его творчес­ким образам. Он страдал меланхолией.

Однажды я спросил человека, какой элемент картины наиболее ему симпатичен.

Прошли годы, и я не могу забыть его выбор.

Он показал не на синие силуэты гор, и не на поразительные лу­жайки, не на силуэт дерева, которые чаще всего привлекали зрителей. Он показал на малозаметный фрагмент картины, где его восхитили похожие на небольших блох овцы.

Каждый, кто рассматривал эту деталь, приходил в восхищение от неповторимости и непознаваемости человеческой природы.

Когда Вы смотрите на выбранную картину и на желанную де­таль этой картины, Вы интуитивно постигаете внутренний мир человека, перед нами неожиданный проективный тест.

Осознайте, что если человек выбрал картину Саврасова, а на ней лес, бурное небо после только что отзвучавшей грозы, огромные лужи на земле как сердечные раны -- картина тревожна и прекрасна, — перед нами внутренний мир человека в образах Саврасова.

Передо мной женщина, она обаятельна и скована тревогой и усталостью — она болеет гепатитом, ее сын пристрастился к нар­котикам, — поводов для тревоги у нее более чем достаточно.

Она выбирает из всех картин гениальную картину Брейгеля «Зима» — в низину спускаются охотники, рядом собаки с поразитель­ными закрученными хвостами, костры у стен домов, все это слева; справа зимние панорамы — маленькие фигурки людей, двигающихся по обледеневшей земле, люди вдруг оказываются похожими на ворон; на переднем плане дальние панорамы с уменьшающимися фигурками.

Картина тревожна и прекрасна, соединяет планы картины летящая птица.

Это целый мир — новые, почти невидимые персонажи и па­норамы вдали.

Она выбрала для себя желанный участок картины, и он был страшноват — мрачные темные домики; какая-то щель между кры­шами домов оказалась комфортной для нее зоной картины — это щель, куда от тревожного мира пытается спрятаться ее растре­воженная душа.

Методы «Мacка» и «Зеркало» (цветовыбор и выбор изображений животных.)

В своей работе с детьми я стал предлагать им выбрать среди ярко эмоциональных изображений животных. Это помогало нала­живать контакт с детьми, пока я поговорил с родителями. Кроме того, выбор животного характеризовал психологическое состояние ребенка.

Принцип свободного интуитивного выбора роднил эту методи­ку с методом Люшера — такой выбор является ключом к подсоз­нательному.

Затем наиболее часто выбираемые изображения животных я стал предлагать взрослым.

Результаты превзошли возможные ожидания.

Сам человек не видел, что перед ним поразительный автопорт­рет в маске животного. Окружающие это видели и были в восторге от снайперской меткости и талантливости подсознания.

Оказалось, что передо мной яркий проективный метод оценки эмоционального состояния. Спонтанный интуитивный характер выбора превращает метод в занимательную игру, однако выбранный образ, незаметно для выбравшего, дает о нем значимую информацию. Он не подозревает, что выбрал свой портрет, что это послание его подсознания. Психотерапевт узнает желанные образы пришедшего к нему человека.

Неожиданность ожидает нас, когда мы просим человека оце­нить это выбранное существо. Характеризовать его эпитетом. Он должен сказать, какой он, этот выбранный зверь. Здесь проявляется неповторимость каждого человека — заведомо тоскливое существо оценивается как радостное, а наглый зверь воспринят как нежный и трепетный. Это похоже на оценку своей фотографии самим че­ловеком.

Различие в оценке изображения самим человеком и другими людь­ми затрагивает проблему самооценки и оценки человека другими людьми, которые глядят на человека более трезво, без симпатии, с которой человек интуитивно относится к себе любимому.

В якобы простом методе выбора наиболее симпатичного образа среди всех предложенных таятся значительные глубины.

124

125

Метод «Маска» и цветовыбор

Выбранные животные и выбранные цвета имеют высокую корре­ляцию. Эмоциональные портреты выбранных животных становятся воплощением эмоциональной окраски цветовых программ.

Трагический черный цветовыбор совпадает с предпочтением мрачного дога, сумрачной мордой львицы. Пpu цветовыборе отрешенного серого цвета часто выбирают спящих животных. Печаль выбора коричневоговоплотил бассет, с его выра­жением нищего у дороги (или Кисы Воробьянинова, просящего милостыню). Мечтательность фиолетовоговыбор бабочки, мечтательного львенка. Мягкость, доброта синегособачка чау с синим языком и милой полнотой. Спокойная мудрость зеленоготерьер, сеттер, боксер. Жизнерадостный желтый цветвыбор дельфина, жизнерадостных животных. Неистовая энергия красного цветаафганская борзая, лошади.

Обычно выборы портретов животных оказываются прекрасны­ми иллюстрациями того, что мы знаем о характеристике цветовых программ.

Приятной неожиданностью были новые знания о сером, цвете — интуитивный выбор спящих животных говорит на языке образа:

<<Я сплю, хочу покоя, изоляции от окружающего мира».

Возможности теста «Маска»

Характеристика выбранного животного пациентом может резко отличаться от общего восприятия.

Здесь мы видим феномен парадоксального мировосприятия.

Однако люди с тревожным состоянием, с напряженным сочетани­ем цветов по Люшеру часто мрачные, тревожные образы животных воспринимают как спокойные или даже радостные.

Парадоксальность эмоциональной оценки изображения наводит на намять знаменитые законы Введенского: измененное состояние нервной системы приводит к искажению в приеме информации — возникает парадоксальное восприятие.

Вы можете узнать о своей теми, о которой говорил Юнг.

Покажите выбранных Вами животных другим людям (конечно, они не должны знать, что это Ваш тайный портрет). И попросите их охарактеризовать. Вы с изумлением услышите в характеристи­ке выбранного Вами существа Ваши тайные слабости, которые Вы предпочитаете не замечать, зная и не зная об их существовании.

Если Ваши две слабости — склонность к вкусной еде и рассеян­ность, то Вы услышите в оценке выбранного Вами хомячка или белочки — обжора и растеряха.

Посмотрите на выбранное животное: кто оно — победитель или побежденный, хищник или безобидное существо? Все это может дать значимую информацию о человеке.

Выбранное животное отражает проблемы человека, его восприя­тия себя и мира. Выбор животного отвечает на вопрос: кто пришел ко мне на сеанс?

Никто не мешает проработать выбранный образ по системе гештальттерапии или по другим системам.

Можно воочию увидеть собаку сверху и собаку снизу из опы­тов Перлса.

Образы животных, в зеркалах, искусства

Животные сопровождают всю человеческую цивилизацию. Они-- наши братья, и голос наших предков отзывается не только человеческими интонациями. Наши далекие предки жили в мировом океане, о чем говорит состав нашей крови. Фазы развития чело­веческого эмбриона представляют черты рыб и земноводных су­ществ— наших предков.

Животные сопровождают всю жизнь человечества. Первобыт­ное человечество выделилось из мира зверей и зависело от них. Древние люди изображали зверей на стенах пещер, верили в ма­гию этих изображений. В магических ритуалах они наряжались животными, подражали повадкам животных, добиваясь их благо­склонности, веря, что это поможет успеху в охоте, приобщению к свойствам животных.

Древние считали себя связанными с животными, относя себя к потомкам волка, варана или лягушки. Древние люди выбирали себе священных животных, это был их Тотем. Тотемные животные были архетипическими образами человека или племени. Капитолийская волчица или британский лев выплывают из глубины истории.

Образы животных человечество видит в звездных скоплениях. Европейский гороскоп дает нам образы 12 месяцев - все три водных знака имеют изображения живых существ (рыба, скорпион, рак).

Флегматики (знаки земли) дают нам образы козерога и тельца, холерики (знаки огня) — овена и льва. Остальные месяцы носят

126

образы, не связанные с животными. Отметим, что уровень сангви­ника (знак воздуха) не имеет черт животных.

Европейские портреты месяцев дополняют животные лики ки­тайского гороскопа, дающего образы животных как облики целого года. В Китайской восточной астрологии мы видим преобладание образов животных, хорошо знакомых людям, исключая дракона.

Перед нами домашние животные: наиболее близкие человеку и сами очеловеченные кот и собака, животные дворовые — лошадь, бык, коза, кабан и петух (этих человек заставляет трудиться или использует как пищу). Лошадь тянула человеческую цивилизацию, передвигая грузы, становясь участником войн и их жертвой. Среди образов Зодиака — крыса, гнездящаяся недалеко от жилья человека; появляются обезьяна и тигр — это вольные жители природы или пленники зоопарка.

Черты животных как хорошо известные символы сливаются с чертами человеческого характера и даже становятся символами событий отдельных лет, при этом образы животных вырастают до космического размаха.

Идут небесные бараны, Шагают кони и быки, Пылают звездные колчаны, Блестят астральные клинки.

Отношение к животным на Востоке может быть поднято до поразительного образа Будды: «Ты должен любить безногих, двуногих, Четвероногих и многоногих».

(Ты должен любить животных, — говорит Будда, начиная свой

перечень со змей.)

Роль образов животных в психологическом мире человека помогают понять их отражения в зеркалах искусств. Животные — близкие друзья и невинные жертвы, опасные враги и меньшие братья. Это наши родственники, иногда братья по разуму, иногда меньшие братья.

В музыке прежде всего нашли отражения образы птиц — наибо­лее музыкальных существ, — они оживают в мелодиях Пасторальной симфонии Бетховена, вечно плывет Лебедь Сен-Санса.

Изображения животных в живописи часто оттеняют характер человека, как в картине «Дама с горностаем» Леонардо.

127

В литературе животные были героями в баснях и сказках, превратившись в маски человеческих страстей и характеров.

Библия говорит о кротости голубя и мудрости змеи.

Такое интимное, мистическое восприятие животных вырастает из истории человечества.

Франциск Ассизский создал кантику братцу Солнцу и сестри­цам Ласточкам. В «Книге джунглей» Киплинга звучит клич Ма­угли: «Мы одной крови, вы и я». В «Синей птице» Меттерлинка деревья и животные тайно враждебны человеку за принесенные им страдания и готовы отомстить, только Пес остается верен человеку, а Кот оказывается предателем.

Синяя птица счастья в сказке Меттерлинка пересвистывает­ся с другой отважной птицей — чайкой по имени Ливингстон. Ее неудержимая страсть к полетам позволила ей перейти в другие измерения, ее ждет отлучение от стаи, потом появляются ученики.

Российские образы животных отличает страдальческий ореол.

Читатель Чехова вошел в мир Каштанки. Толстой оживил мир Холстомера. Вспомним судьбу Муму Тургенева, лошади Изумруда Куприна. В романе Достоевского «Преступление и наказание» за­мученная лошадь воплощает страдания человечества в тягостном сне Раскольникова.

С ним перекликаются строки Маяковского к упавшей лошади:

Лошадь, встаньте, лошадь, не надо... — Все мы немножко лошади.

Вспомним строки Чехова:

Так жить нельзя, надо застрелиться, подумал бы человек. Но Каштанка просто заплакала.

Вспомним верблюда у Платонова, у которого нет сил, чтобы заплакать перед смертью.

Дерсу Узала называет тигра человеком и разговаривает с ним. Сострадани е к животным окрасило поразительные строки русских поэтов.

Например, Есенин говорит о животных как о «братьях наших меньших»:

Каждая замызганная лошадь Головой кивает мне навстречу, Для друзей приятель я хороший. Каждый взгляд мой душу зверя лечит.

128

А вот и замечательный Владимир Владимирович: В булочной встречаю собачонку. Сверху посмотретьсплошная плешь. Из себя готов отдать печенку — Мне не жалко, дорогаяешь!.. (Маяковский).

Поразительные строки написал Заболоцкий:... На крыльце сидит собачка С маленькой бородкой.

И толпы животных и диких зверей, Просунув сквозь ели рогатые лица, К источнику правды, к купели своей, Склонялись воды животворной напиться.

О если б человек увидел лицо чудесное коня..

Бык, беседуя с природой, Удаляется в луга.. Над прекрасными глазами Светят белые рога....

Плывет белоснежное диво, Животное, полное грез, Красавица, дева, дикарка, Высокая лебедь плывет.

А кот кувшинчиком сидит..

И вся от холода дрожа,

В глаза мои смотрела кошка,

Как дух седьмого этажа...

129

Лики животных, похожие на страдающих детей, оживают на полотнах Филонова. В его шедевре «Крестьянская семья» очелове­чены лошадь и собака.

Совсем иные образы животных в Западном мире. Замечательно изобразили животных Джек Лондон (Белый Клык) и Сетон Томпсон (волчица Тито и Виннипегский волк. Его животные герои — отважные волки, безрассудно смелые собаки, смелый кролик и голубь).

В трагической «Ферме» Орвелла, к примеру, в животных вопло­щается трагикомедия социализма — казармы с благими намерениями, где правят хитрые свиньи и гибнет труженик лошадь, которая в ответ на все трудности и беды призывает себя: «Надо больше работать».

Эти полярные роли — победителей и побежденных, жертв и триумфаторов, — связанные с образами животных, отражают чело­веческие типы и судьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: