Назначение и структура словаря

Как учебный предмет, риторика состоит из четырех частей: истории, теории, практики и техники. Слушая лекционный курс, знакомясь со спе­циальной литературой, посвященной теории и практике ораторского ис­кусства, с материалами первоисточников - классическими трудами Ари­стотеля. Цицерона. Квннтилиана, студентам бывает не просто разобраться в весьма сложной риторической терминологии. Большинство терминов и основных понятий риторики имеют греческое или латинское происхожде­ние. Риторика как наука синтетическая опирается на категориальную сис­тем других наук, тесно с ней связанных: логику, психологию, этику, язы­кознание. Многие термины, используемые в риторике, имеют отношение и к другим наукам.

Составитель словаря видел свою основную задачу в том, чтобы вы­брать среди необозримого количества терминов и понятий лишь те, кото­рые являются базовыми, наиболее употребительными и которые могут по­мочь обозначить границы риторики как особой научной дисциплины, включая область ее пересечения с такими выделившимися из нее курсами,, как стилистика, культура речи, лингвопоэтика,

Если термин имеет несколько значений в различных областях чело­веческих знаний, то в словаре указывается только его значение, имеющее отношение к риторике, языкознанию.

Лексикографической основой для «Словаря основных понятий и терминов риторики» послужили следующие издания:

1. Квятковский А. Поэтический словарь. - М: Просвещение, 1974.

2. Словарь русского языка: В 4-х т. - Изд. 3-е. - М: Русский язык. 1985-1988.

3. Современный словарь иностранных слов. - М: Русский язык.

1992.

Были использованы также энциклопедические издания, теоретические исследования и специальные работы по риторике Г.З. Апресяна, Н.Н- Кохтева, С.Ф. Ивановой, А.Е. Михневича. Е.А. Ножина. Е.А. Юни-ной.

При подготовке настоящего словаря учитывался опыт создания подобных справочных материалов, например. «Словарь-минимум по риторике». составленный Е.А. Яковлевой, краткие словари терминов, приве­тные в учебных пособиях М.Р. Львова и Д.Н. Александрова по риторике. Цель данного словаря - раскрыть значение основных понятий и терминов риторики, помочь студентам овладеть базовыми категориями ораторского искусства как науки и учебной дисциплины.

В «Словаре основных понятий и терминов риторики» слова расположены в алфавитном порядке. Заглавное слово или словосочетание выделены полужирным курсивом, отсылочные слова - светлым курсивом. После заглавного слова или словосочетания в скобках дается указание на его схождение (этимологию). Термины и понятия, состоящие из двух и •слов, в силу их фразеологичности и для удобства пользования слова располагаются в том месте словаря, которое соответствует их первой г. Например: Азианский стиль - А: Закон края - 3; Деловая речь - Д.

А

АГИТАТОРСКАЯ РЕЧЬ - один из видов социально-политического красноречия. А.Р. носит разъяснительный характер и апеллирует прежде всего к чувствам, эмоциям слушателей. Опытный оратор насыщает такую речь яркими сравнениями, запоминающимися образами и метафорами; ог­раниченная чаще всего каким-либо одним вопросом, предельно сжатая А.Р. нередко носит мобилизующий характер.

АДВОКАТСКАЯ РЕЧЬ, или защитительная. - один из видов судеб­ного красноречия А.Р. отличается нравственно-правовой направленно­стью. В А.Р. ценятся эмоциональность, объективность, доказательность, призванные с максимальным эффектом воздействовать на участников су­дебного процесса. А.Р. направлена на подчеркивание прошлых заслуг об­виняемого, смягчающих его вину обстоятельств, поэтому зачастую адвокат апеллирует к чувствам участников судебного процесса; в этом случае об­разности и выразительности языка отводится ведущая роль.

АДРЕСНАЯ РАЗРАБОТКА РЕЧИ - ориентированность выступле­ния на конкретных слушателей, тщательная разработка точной целевой установки и тезиса, который доказывается и обосновывается в аудитории. 4.Р.Р. - необходимый этап стратегии при подготовке к речевому обще­нию. См. также Образ аудитории.

АЗИАНСКИЙ СТИЛЬ, или АЗИАНИЗМ - один из двух стилей (см. далее «аттический стиль») ораторской речи в римской школе красноре-4ия (I в. до н.э.). А.С. характеризуется изысканностью выражений, сложными образами, обилием «цветов красноречия», динамизмом, повышенной эмоциональностью. Эта манера речи стала называться «азианским стилем» по месту его возникновения и процветания в Малой Азии. Представители 4.С. использовали пафос, подъем, экзальтацию в речи. Из ораторов этого:тиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)

АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - один из основных жанров ораторского искусства, включающий такие его виды, как лекция, науч-1ый доклад, научный обзор, научное сообщение и пр. А.К. на русском языке связывают с именем М.В. Ломоносова.

АКСИОМА (греч. аххота - принятое положение) - положение некоторой данной теории, которое не доказывается в ней, а принимается за исходное. отправное. В переносном значении А. - неоспоримая, самоочевидная истина, которая не нуждается в доказательстве.

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЧИ - ее злободневность, насущность, общественная значимость темы выступления, важность и своевременность рассматриваемых проблем, а также выводов и рекомендаций оратора.

АКЦИО ГИПОКРИЗИС (лат. actio hypocrisis) - название пятого ела классической риторики; исполнение подготовленной оратором ре-

АЛЛЕГОРИЯ ( греч. allegoric/ - иносказание) - изображение отвлечённой идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. |.: весы - правосудие, крест - вера, якорь - надежда. Отвлеченные понятия часто выражаются в конкретных художественных образах. Напр.: в их, сказках глупость, упрямство воплощается в образе осла, трусость - образе зайца, хитрость - в образе лисы. Есть общеязыковые А., известны не только в русском языке, но и в других современных и древних язы-i (напр.: коварство предстает в образе змеи, власть - в образе льва) и индивидуально-авторские А. Напр.: в поэзии А. Пушкина А. лежит в основе зной системы стихотворений «Арион». «Анчар». «Пророк». У Лермонтова атлегорический смысл заключен в стихотворениях «Парус», с», «Сосна», «Три пальмы».

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к. при, со и litera - буква, «собуквие») - стилистический прием усиления выразительности речи повторами согласных звуков, напр.: «Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь» (Пушкин). Одним из видов А. является звукопись.

АЛЛЮЗИЯ (лат. alludere - подшучивать, намекать) – стилистическая фигура, употребление в речи или художественном произведении устойчивого понятия или словосочетания литературного, исторического, логического порядка в качестве намека на хорошо известный факт. э.: «Я умываю руки», т.е. я не вмешиваюсь в это дело (намек на евангельский рассказ о Пилате.) Как А. часто используют крылатые слова (слава Герострата, перейти Рубикон, жребий брошен и др._

АЛОГИЗМ (греч. а - частица отрицания и logikos - рассудок, разумноое, нелогичное) - стилистический прием, близкий по значению к оксюморону: умышленное нарушение в тексте логических связей с целью подчерркнуть внутреннюю противоречивость драматического или комического положения. Напр.: О если б был я /тихий,/ как гром. (Маяковский).

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - распространение, расшире­ние) - стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихсяречевых конструкций или отдельных слов (эпитетов, сравнений, образных выражений и т.п.) А. является одним из средств усиления выразительности речи, ее воздействия на адресата. Напр.: Ты жива, ты во мне, ты в груди, /как опора, как друг и как случай (Пастернак).

АНАДИПЛОСИС (греч. anadiplosis - удвоение) - синтаксическая фигура, имеющая место в тех случаях, когда конечные элементы одной синтаксической единицы (звуки, слова, словосочетания) повторяются в ка­честве начальных элементов следующей (смежной) единицы. Напр.: О. весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта! (Блок).

АНАКОЛУФ (греч. anakoluthos - неверный, непоследовательный) - нарушение грамматических норм связи слов в предложении; Синтаксиче­ская фигура, широко применяемая как средство юмористического, сати­рического изображения. Напр.: Подъезжая к сией станции и глядя на при­роду в окно, у меня слетела шляпа. (Чехов) Вы желаете сделать вопрос? (Л. Толстой) А. может использоваться как средство шутливого оживления разговора.

АНАФОРА (греч. anaphora - повторение) или единоначатие - стилистический прием, основанный на повторении начальных звуков, мор­фем, слов, словосочетаний, самостоятельных отрезков текста, предложе­ний. Напр.: Закон - стержень жизни человека. Закон будет выявлять виновных, закон будет обеспечивать борьбу с коррупцией. (Из газет)

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистиче­ская фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, идей, состояний и т.п., которая усиливает эмоциональность, под­черкивает мысль автора. Напр.: Я царь - я раб, я червь - я бог (Державин): в заглавиях - «Преступление и наказание (Достоевский); «Живые и мерт­вые» (К. Симонов).

АНТИФРАЗИС (греч.) - стилистическая фигура, состоящая в ис­пользовании слова или выражения в прямо противоположном смысле, обычно ироническом. Напр.: обращение к ослу в басне Крылова - Отколе, умная, бредешь, ты голова?

АНТИЧНАЯ РИТОРИКА - наука об ораторском искусстве; возник­ла в Греции в V в. до н.э.. сложилась в эпоху эллинизма в целостную сис­тем) в III-II вв. до н.э.: в Риме - в I в до н.э. Крупнейшие теоретики А.Р. -Аристотель. Цицерон. Квинтилиан. Классическая риторика делилась на пять частей: 1) инвенция (лат.) - изобретение, нахождение, т.е. определе­ние темы и цели речи, систематизация содержания; 2) диспозиция (лат.) -расположение - выбор жанра, типа речи, работа над композицией речи; 3) элокуция (лат.) - словесное выражение - учение об отборе и сочетании слов, о тропах и риторических фигурах; 4) меморио (лат.) - запомина­ние: 5) акцио (лат.)- произнесение, исполнение речи. А.Р. ориентировалась

на практику политического, судебного и парадного (эпидейктического) красноречия.

АПЕЛЛЯЦИЯ (лат. apellatio - обращение) - обращение за советом, поддержкой. Напр.: А. к общественному мнению.

«АПЕЛЛЯЦИЯ К ПУБЛИКЕ» - полемический прием, суть которого заключается в том, что вместо обоснования истинности или ложности рассматриваемого тезиса, начинают воздействовать на чувства слушателя, мешая им составить объективное и беспристрастное мнение о предмете обсуждения. См. также «Довод к человеку».

АПОЛОГИЯ (греч. apologia - защита) - апологетическая речь с восхвалением или в защиту кого- чего-либо.

АПОСИОПЕЗА (греч. aposiopesis - сокрытие, утаивание) - то же, что умолчание.

АПОСТОРОФА (греч. apostrophe - обращение в сторону) - риторический прием, делающий речь более выразительной и заключающийся в обращении говорящего к лицу отсутствующему, как к присутствующему; к умершему, как к живому; или обращение к неодушевленному предмету, как к одушевленному. Напр.: Что скажу я тебе, брат мой Квинт, товарищ ЛИХ моих дней, который теперь далеко? (Цицерон)

АРГОТИЗМЫ - см. жаргонизмы.

АРГУМЕНТ - (лат. argumentum - основание, довод) - истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса). А. является составной частью всякого доказательства.

АРГУМЕНТАЦИЯ - способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

АРХАИЗМ (греч. archaios - древний) - устаревшее слово, оборот, грамматическая или синтаксическая форма, вышедшая из употребления. А. используется как изобразительный прием в художественной речи для передачи исторического колорита, придания торжественности или подчеркивания героической интонации. Напр.: Восстань, пророк, и виждь и внемли. (Пушкин)

АСИНДЕТОН (греч. asyndeton - несвязное). - См. Бессоюзие. АССОНАНС (греч. assonanse - созвучно) - повторение в строке. однородных гласных звуков для придания речи благозвучия и выразительности. А. является одним из приемов инструментовки, звукописи..: Ужасные, убийственные звуки. Унылый, сумрачный бурлак. (Некрасов) Ср. также Анна Ахматова (псевдоним А. Горенко).

«АТАКА ВОПРОСАМИ» - полемический прием, состоящий в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом к оппоненту, заставляя его все время отвечать на вопросы, добиваясь утраты оппонен­том логической последовательности его выступления и сбивая с мысли; быстрое и решительное наступление в споре.

АТТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ или АТТИЦИЗМ - стиль ораторской речи, появившийся в римской школе красноречия (I в. до н.э.) А.С. отличается логичностью, информативной насыщенностью, отсутствием пафоса и эк­зальтации в речи. А.С. характеризуется монотонностью, строго ограничен­ным набором жестов и движений оратора, декларативностью. А.С. вошел в моду в Древнем Риме благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю.

АУДИТОРИЯ (лат. auditorium - слушатели какого-либо выступле­ния с публичной речью (лекцией, докладом, словом и т.п.), а также слуша­тели и зрители радио- и телепередач. См. также «Образ аудитории».

АФОРИЗМ (греч. aphorismus - изречение) - обобщенная, глубокая, законченная мысль, выраженная в яркой, лаконичной, отточенной форме, отличающаяся неожиданностью суждений и выразительностью. Напр.: «Мысль изреченная есть ложь» (Тютчев). «Судья - говорящий закон, а за­кон - это немой судья» (Цицерон).

АФФЕКТАЦИЯ (лат. affectatio) - неестественность в жестах, мане­рах, чрезмерная приподнятость речи.

Б

БАЙКА (рус. баить - говорить) - побасенка, короткая сказочка, > потребляемая в разговорной речи. Б. используется в выступлении для эмоциональной разрядки.

БАЛАГУРСТВО - особая комическая манера речи, уходящая своими корнями в народную смеховую культуру, когда смешно все грубое, пере­вернутое, необычное, низкое. Смеховое начало может быть при этом на­правлено и на содержание, и на саму форму речи. Напр.: русские народные присловия - дразнилки: Два брата с Арбата, а оба горбаты (о москвичах). Б. является частью языковой игры. «Изящная речь предполагает мужливость, веселость», - говорили еще в античности.

БЕСЕДА - одна из форм диалогового общения, совместное обсуж­дение той или иной, обычно актуальной темы или проблемы. Б. один из значимых видов делового общения, делового красноречия.

БЕССОЮЗИЕ, или АСИНДЕТОН, - стилистический прием, при ко­тором опущены, отсутствуют союзы, соединяющие слова и предложения, вследствие чего речь приобретает особый ритм, динамику, лаконичность и выразительность. Напр.: Швед, русский, колет, рубит, режет / Бой бара­банный, крики, скрежет (Пушкин). Б. противоположно многосоюзию. или полисиндетону.

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ, или ЭВФОНИЯ, - художественно-выразительное применение в речи эстетически мотивированных элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и безудар­ных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксиче­ских оборотов, повторений слов и пр. Б.Р. предполагает отсутствие в ней режущих слух звуковых сочетаний, напр.: взгр, встр, вств и т.п.; слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искажения орфоэпических норм (инциНдент, шОфер, пОнять. нАчать и т.п.).

БЛЕФ (англ. bluff- обман) - хвастовство, выдумка, ложь, рассчи­танные на запугивание, введение в заблуждение кого-либо (глагол блефо­вать), используется зачастую в политической, дипломатической, юриди­ческой сферах красноречия как один из ораторских приемов.

БОГАТСТВО РЕЧИ - одно из главных коммуникативных качеств речи. В этом смысле говорят о лексическом богатстве речи (напр., актив­ный запас слов А.С Пушкина превышал 21000 единиц; у современного культурного человека он составляет не более, чем 8000 - 12000 единиц); о семантическом (смысловом) богатстве, проявляемом в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь - у Есенина, жаркая рябина - у Цветаевой); об инто­национном богатстве речи (напр., у И. Смоктуновского, Ю. Яковлева и др. артистов театра и кино, дикторов).

БОГОСЛОВСКО-ЦЕРКОВНОЕ красноречие, или ГОМИЛЕТИКА, - один из основных жанров ораторского искусства, включающий такие его виды, как проповедь, речь на соборе и др.

В

ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат. verbo - глагол, слово) - устный словесный. Термин, используемый для обозначения форм знакового материала, а так­же процессов оперирования им. В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное общение (напр.. жестовое).

«ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ» - образы, художественное значение которых далеко выходит за рамки их конкретно-исторического содержания и поро­дившей их эпохи. Так, в образе Дон-Кихота воплощен возможный во все времена трагический конфликт между благородством стремлений и бесси­лием осуществить их в реальных условиях. Классическими примерами В.О. служат Прометей. Гамлет, Фауст; к числу В.О. относят и таких лите­ратурных героев, как Иудушка Головлев, Молчалин, Чичиков и мн. др. В.О. широко используются в публичной речи, делая ее многоплановой по содержанию, эмоциональной и выразительной.

ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ -см. жанры ораторского искусства.

ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - один из видов социально-политического красноречия. Как правило, военно-патриотическая речь произносится командиром перед решающим сражением, отличается лако­низмом, эмоциональностью, носит призывный, высокопатриотический ха­рактер.

ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ - ораторская речь, обращенная к чувствам, к духовному миру человека: она может не нести в себе новой информации, или прямолинейной агитации, или прямого призыва к дейст­вию, но В.Р. помогает человеку почувствовать себя личностью, проник­нуться нравственной идеей, укрепляет силу духа, волю. Напр., церковная проповедь.

ВОПРОС - логическая форма, включающая информацию, а также указание на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. Виды В.. уточняющие (закрытые) и восполняющие (откры­тые): разъяснительные и дополнительные. Этика оратора предполагает, что даже на вопросы, заданные не по существу темы, также следует по возможности дать ответ.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ метод изложения или «ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД» - композиционно-стилистический прием построения речи: имитация диалога, изложение материала в виде вопросов (разного типа и назначения) и ответов на них, даваемых самим оратором. Такой ме­тод активизирует слушателей, побуждает их к размышлению, повышает действенность речи.

ВУЛЬГАРИЗМЫ - (пат. vulgaris - грубый, простой) - в стилистике неправильное или грубое слово, оборот, не принятые в литературной речи (жрать, морда, ляпать, рожа, дохлый и пр.) В. используются редко и с определенными стилистическими целями: в авторской речи В. почти не встречаются, поскольку их основная задача - создание сниженного речево­го образа: «Шипр и пот, французский говор... / Старый хрен в английском платье / Гладит ляжку и мычит (С. Черный).

ВЫВОД - завершающая часть рассуждения, в которой подтвержда­ется или опровергается тезис: суммарная оценка явлений, фактов, проблем, о которых шла речь.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ или ЭКСПРЕССИВНОСТЬ - одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство ора­тора. Качество выразительности связано со всеми средствами языка (инто­национная палитра, лексическое богатство, образность, эмоциональная ок­рашенность и пр.) Условиями выразительности можно считать самостоя­тельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и осно­вательное знание родного языка, истории, культуры и др. В.Р. усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всем его протяже­нии.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА языка -круг художественно-речевых явлений, создающих словесную образность, повышающих эмоциональную окрашенность и экспрессивность текста. Сюда, прежде всего, относят тропы, стилистические фигуры, речения, различные приемы инструментовки и ритмико-интонационной органи­зации речи.

ГИБКОСТЬ ГОЛОСА - его способность быстро и непринужденно переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с од­ного тембра на другой.

ГИПЕРБОЛА -(греч. hyperbole - преувеличение) - один из тропов. образное выражение, содержащее чрезмерное преувеличение размера, си­лы, значения и т.п. при характеристике какого-либо явления. Напр.:... «Рукою молнии ловил» (Лермонтов). Средствами Г. автор усиливает нуж­ное впечатление, подчеркивает то, что прославляет или высмеивает. Г. передает эмоции автора;, восторг, негодование, изумление, возмущение и т.п. Противоположная Г. стилистическая фигура - литота.

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - предположение, догадка) - предпо­ложительное суждение, требующее подтверждения.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ выступления - основная часть публичного вы­ступления, обеспечивает развертывание тезиса, его аргументацию и доказательство. Здесь же приводится изложение содержания выступления и его истолкование с тем. чтобы воздействовать не только на разум, но и на чув­ства, волю, воображение слушателей.

ГОЛОС - важнейший физиологический элемент речи. Г. характери­зуется рядом признаков: громкостью (обеспечивается за счет силы звука); тембром, или звуковой окраской; высотой (диапазоном, способностью из­меняться по музыкальным тонам). Оратор должен обладать гибким, под­вижным голосом, в котором ощущается полетность (способность охваты­вать весь зал) и благозвучность (отсутствие хрипов, гнусавости и пр.)

ГОМИЛЕТИКА (греч. homiletike - умение общаться, искусство вес­ти беседу) - раздел богословия, практическая дисциплина, в которой рас­сматриваются вопросы составления церковных проповедей. Г. - см. богословско-иерковное красноречие.

ГРАДАЦИЯ ( пят gradatio - постепенное повышение) - стилистиче­ская фигура: лесенка близких по смыслу слов с нарастанием (или убыва­нием) их силы. Усиливаются впёчатление, напр.: Не жалею, не зову, не плачу... (Есенин).

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПАУЗА - значимая пауза, несущая информа­цию о грамматической структуре фразы (о членении предложения, об от­дельных предложениях и пр.): в письменном тексте Г.П. отмечается, как правило, знаками препинания, а в устной - интонацией. Г.П. являются средством логико-грамматического упорядочения текста.

ГРОТЕСК (греч. grotesque - причудливый, комичный) - изобрази­тельный прием, заключающийся в подаче реальных фактов жизни посред­ством контрастного сочетания фантастического, и реального, комического и трагического, прекрасного и безобразного. Г. широко используют писа­тели-сатирики, напр., Салтыков-Щедрин (градоначальник с фарширован­ной головой. Органчик и др.).

Д

ДЕБАТЫ - (фр. debars) - обсуждение какого-либо вопроса; прения: обмен мнениями: споры. Д проводятся перед принятием решения, с целью поддержать или отвергнуть какое-либо предложение, даже отдельную формулировку, когда необходимо выслушать мнения «за» и «против». Д характерны для заседаний съездов, работы различного рода законодатель­ных и исполнительных органов в демократическом обществе. (Глагол де­батировать).

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - логическое умозаключе­ние от общего суждения к частным (или другим общим) выводам.

ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ - устная: переговоры, беседы, инструктаж в про­изводственной, коммерческой, административной сферах: письменная: ис­пользуемые в этих сферах документы (договоры, акты, доверенности, за­явления, протоколы и пр.). Отличается регламентированностью, высокой точностью, строгой юридической обоснованностью, полным отсутствием средств языковой выразительности, экспрессии.

ДЕМАГОГИЯ (греч.) - использование лживых обещаний, преднаме­ренное извращение фактов для достижения той или иной цели. Например, для популярности, победы на выборах и т.п.: высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) - необходи­мый элемент процесса доказательства; способ соединения в ходе логиче­ского рассуждения аргументов и тезиса.

ДИАЛЕКТИЗМЫ (греч. dialehtos -речь, наречие, говор) - народные элементы речи - слова, формы слов, обороты, - свойственные какому-либо местному говору и включаемые иногда в литературный язык для придания «местного колорита». Напр.: кочет (петух), шибко (очень), взямши (взяв) и др. Широко включали Д в свои тексты М. Шолохов, В. Белов, В. Шукшин и мн. др. писатели.

ДИАЛОГ (греч. dialogos - разговор) - разговор между двумя или не­сколькими людьми; переговоры; свободный обмен мнениями между двумя сторонами, странами: вид речи, отличающийся ситуативностью, контекстуальностью. непроизвольностью, незапланированным характером. Ему присущи стимулирующие и реагирующие реплики собеседников, вопро­сительные предложения. Д. известен и как литературно-публицистический жанр (напр., диалоги Платона; драматические произве­дения). Д. используется как средство полемики, форма диспута, дискуссии, совместного размышления. Д. могут быть явными, открытыми (при бесе­дах) и скрытыми (имитация Д., Диалогизаиия речи). В публичной речи, в зависимости от цели различают: информативный Д.; Д. - обмен мнениями (с целью принятия решений, выяснения истины); Д. контактоустанавливающий (напр.. в судебной речи).

ДИАЛОГИЗАЦИЯ РЕЧИ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий из введения в монологическую речь элемен­тов диалога (реплик, вопросов, прямой речи, цитат и пр.) Напр.: «Вы спросите, где он? Здесь, среди свидетелей... Кто такой? Тот самый, которого привязали к статуе. А он где? Вы его видели и слышали его показа­ния....Что же это? Я ли говорю? Да нет же - он сам» (Цицерон).

ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ разнообразны. Простые: бе­седа, круглый стол, информационно-пропагандистская встреча; сложные: дебаты, дискуссии, диспуты.

ДИКЦИЯ (лат. dictio - произнесение) - степень отчетливости произ­ношения звуков, их сочетаний, слогов, слов в различных условиях. Хоро­шая Д. является важным элементов речевой техники.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - один из видов социально-политического красноречия; требует высокой точности, соблюде­ния этикета, высокого уровня культуры, международных правовых норм.

ДИСКУССИЯ (лат. discussio - исследование, рассмотрение) - кол­лективное обсуждение какого-либо спорного политического, научного, дипломатического и т.п. вопроса; доклада на конференциях, собраниях, в прессе. Д. один из активных способов выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса. В ходе Д. участники имеют право выразить свои взгляды в коротких монологах, обращенных ко всем при­сутствующим. Ведение Д. требует от ее участников глубокого знания предмета, владения родным языком: особенно важен такт, когда высказы­ваются спорные мнения. (Глаголы - дискуссировать, дискутировать).

ДИСПОЗИЦИЯ - (лат. dispositio - расположение) - один их основ­ных разделов классической риторики, «расположение»: в нем рассматри­вается композиция речей, сочинений, в зависимости от жанра и типа речи.

ДИСПУТ (лат. dispiaare - рассуждать, спорить) - публичный спор, посвященный обсуждению злободневных теоретических, нравственных, политических проблем, а также книг, статей, выступлений и т.п. Д. мало чем отличается от дискуссии, на практике эти два понятия являются сино­нимами. Д. во многом зависит от его ведущего. Хорошо организованный Д. позволяет его участникам высказать свою точку зрения, оценку того или иного события, явления. Д. завершается подведением итогов.

ДОВОД - соображение, положение, факт, пример, приводимые в до­казательство чего-либо; см. аргумент.

«ДОВОД К ЧЕЛОВЕКУ» - полемический прием, суть которого за­ключается в том. что, вместо обоснования истинности или ложности рас­сматриваемого тезиса, оценивают Достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

ДОГМА (греч. dogma) - положение, некритически принимаемое за непреложн\ю. непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неиз­менным без доказательства при всех обстоятельствах. Догматическое

мышление пытается сохранить в неизменности формы, методы и средства деятельности, возникшие в прошлом.

ДОГМАТИЗМ - способ мышления, оперирующий застывшими, не­изменными Д.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - логическая операция, в ходе которой прове­ряется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Операция Д. включает три основных элемента: тезис - положение, которое доказыва­ется, нуждается в обосновании; аргументы, или доводы - ранее установ­ленные истинные суждения; демонстрацию - логическую связь тезиса с аргументами. Д. бывают прямые и косвенные, «от противного», дедуктив­ные и индуктивные.

ДОКЛАД - один из видов публичного выступления, представляю­щий собой развернутое изложение темы. Широко используется в социаль­но-политическом и академическом красноречии. Подготовка Д. требует четкого плана, логически связанного, проблемного изложения вопроса, убедительного обоснования выдвинутых положений, доступного языка, точных обобщений и выводов. Официальный характер Д. не позволяет ис­пользовать импровизацию и экспромты. Д. требует текстуального испол­нения.

ДРАМАТИЗАЦИЯ РЕЧИ - особые приемы, используемые для под­держания внимания слушателей. Сюда можно отнести диалогизаиию. во­просно-ответный метод изложения, риторические вопросы и обраще­ния и т.п.

Е

ЕДИНОНАЧАТИЕ см. анафора.

ЕЛЕЙНЫЕ РЕЧИ (греч. elaion - масло) - приторно-ласковые, чрезмерно угодливые, деланно благочестивые слова.

Ж

ЖАНРЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА (красноречия) - разновид­ность устных публичных выступлений. Традиционно различают следую­щие его виды: /. Социально-политическое красноречие; 2. Академиче­ское красноречие; 3. Судебное красноречие; 4. Социально-бытовое красноречие; 5. Церковно-богословское красноречие. При делении по сферам человеческой деятельности можно представить и такую классификацию: в общественной - политическое, дипломатическое, военное, судебное, ака­демическое, дидактическое (учебное), производственно-деловое и религи­озное: в личной сфере - обиходно-бытовое. В зависимости от цели, кото­рую ставит перед собой оратор, выделяют: 1. Информационный вид ора­торской речи. 2. Аргументированный тип речи. 3. Декларативные речи. 4. Императивный вид красноречия.

ЖАРГОНИЗМЫ, или АРГОТИЗМЫ (фр. jargon) - слова искусст­венного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общностью целей и интересов; речь определенных социаль­но-замкнутых групп (напр., жаргон преступного мира). К Ж. обращались военные, торговцы, представители преступного мира; часто встречается Ж. у молодежи, в узкопрофессиональной сфере и пр. От старинного слова офеня (торговец-разносчик, ходивший с разнообразным мелким товаром) произошел Ж. феня (особый язык), отсюда выражение - «по фене ботать» (говорить на жаргоне). Напр.: баклажан, бумага, Вашингтон, дядя Володя, кусок, угол, хруст и т.п. - «деньги» на воровском жаргоне.

ЖЕСТ (фр. geste - движение рукой руками) или другое телодвиже­ние; что-либо выражающее или сопровождающее устную речь; важнейшее средство невербальной (неязыковой) коммуникации. Различают: 1. Ж. не­знаковые - ритмические, эмоциональные и 2. Ж. - знаки - указательные, изобразительные, Ж. - символы. В ораторской речи используются специ­альные Ж. - модификаторы, меняющие «интенсивность» значение слов. Ж. должен быть органичен и внешне выражать сущность речи, избыточная жестикуляция неуместна. Ж. - «душа речи». Демосфен писал: «Речь тре-б\ет жестов, жестов и жестов».

З

ЗАДЕРЖАНИЕ или РЕТАРДАЦИЯ - речевой оборот, композици­онно-стилистический прием, состоящий в намеренном, заранее рассчитан­ном затягивании изложения путем введения в речь несюжетных элемен­тов, в нарочитом отвлечении внимания от предмета речи с целью усилить интерес слушателей к нему.

ЗАКОН КРАЯ - выведенная из практики и экспериментально под­твержденная психологами закономерность, сущность которой, примени­тельно к публичному выступлению, состоит в том. что слушатели лучше всего запоминают начальные и заключительные фрагменты речи. З.К. -одно из правил композиции, требующее особенно четко и выразительно излагать тему, проблематику и задачи выступления (начальный фрагмент), а также ясно формулировать частные и общие выводы (заключительный фрагмент).

ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ - одно из важнейших качеств пуб­личного выступления, связанное с поддержанием внимания слушателей; проявляется в сообщении интересных фактов, эпизодов, случаев, истори­ческих анекдотов, которые, на первый взгляд, иногда не имеют прямого отношения к теме речи, но, как оказывается впоследствии, тесно с нею связаны.

ЗАСТОЛЬНАЯ РЕЧЬ или ТОСТ - один из видов социально-бытового красноречия. З.Р. - составная часть фольклора: неизменные ат­рибуты - пожелание здоровья, счастья, успехов. Высокая эмоциональность и приподнятость, дружеские чувства характеризуют этот вид речи, в кото­ром во всей полноте может проявиться языковая личность. З.Р., произно­симая на официальных приемах, носит все черты социально-политического красноречия.

ЗАЧИН РЕЧИ, или вступление, имеет психологические, содержа­тельные и структурные функции. Настроиться самому, настроить слушате­лей, установить контакт с аудиторией при помощи уместного обращения, «открыть дверь» внимания - вот основные задачи вступления к речи. А.Ф. Кони писал: «Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)».

ЗВУКОПИСЬ - условный термин для одного из видов инструмен­товки фразы, стихов. В этом случае фонетический состав соответствует изображаемой картине (вою пурги, шелесту листьев, грохоту грома и т.п.) Напр.: «Зенькал звоночек, тарабарил с деревьями гром» (А. Белый).

ЗИЯНИЕ - один из видов неблагозвучия устной речи; представляет собой стечение двух или более гласных в одной фразе, которые удачно спародировал И. Сельвинский: «И у Ии и у Иоанна».

ЗЕВГМА (греч. dzeugma - связь) - стилистический прием, основы­вающийся на объединении разнопланового, когда в одной синтаксической конструкции сочетаются формально тождественные, но семантически раз­ные понятия. 3. используется как средство создания комического эффекта, напр.: «пил чай с коньяком и поручиком».

и

ИМПРОВИЗАЦИЯ - (лат. impovisus - неожиданный, внезапный) -умение создавать что-либо без предварительной подготовки (стихи, музы­ку и т.п.). В риторике - умение говорить на заданную тему в момент рече­вого общения. И. требует огромных знаний, развитых механизмов речи, большой натренированности.

ИНВЕКТИВА (лат. invectiva oratorio - бранная речь) - своеобразный вид сатиры, резко обличительное осмеяние, устное или письменное, лич­ное или общественное по своему характеру, обращенное против конкрет­ного реально существующего лица или группы лиц.

ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio - нахождение, изобретение) - один из ос­новных разделов классической риторики, «изобретение»; в нем определя­лись правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т.е. работы автора над раскрытием своей идеи, своего замысла, над содержанием своего произведения.

ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фи­гура, состоящая в изменении обычного грамматического порядка слов в предложении с целью выразительности, передачи оттенка мысли. И. помо­гает логическому или эмоциональному выделению наиболее значимых элементов высказывания. Напр.: «Угрюм и мрачноват он был. Безрадост­ными были его последние годы жизни» (Ф.Н. Плевако).

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio - наведение, побуждение) - логическое умозаключение, противоположное по значению дедукции и заключающее­ся в переходе от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдель­ных фактов к обобщению.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare - громко произносить) - основное вы­разительное средство звучащей речи, ее ритмико-мелодическое свойство, выполняющее смысловые, синтаксические и эмоционально-экспрессивные функции. И. включает ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсив­ность (силу произнесения), тембр голоса, а также фразовое, логическое и эмфатическое ударение. В современном русском языке выделяют семь ос­новных интонационных конструкций.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ - публичное выступление, содержа­щее сообщение новых, актуальных, ценных сведений; в отличие от агита­ционной, воодушевляющей, призывающей к действию речи, ее главная цель - сообщение.,.

ИРОНИЯ (греч. eironeia) - тонкая, скрытая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета: стилистиче­ский прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, соз­дающий эффект насмешки. Высшая степень И. - сарказм. Напр.: А. Пуш­кин пишет о светском щеголе: «Весь спрятан в галстук, фрак до пят, дис­кант, усы и мутный взгляд».

ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ - см. акиио. Включает: знание адресата речи, контакт с аудиторией, внешность и умение оратора держаться, выразительность устной речи, жесты и пр.

ИСТОРИЗМЫ - слова и обороты, обозначающие реалии и явления прошлого, ныне не существующие, напр.: смерд, боярин, мушкетон, шу­шун (вид одежды) и т.п.

К

КАЛАМБУР (фр. calembur) - игра слов, основанная на омонимии; шутливый прием, создающий комичную ситуацию, напр.: «Он двадцать лет был нерадив. ■' Единой строчки не родив» (Минаев).

КАНАЛЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - основные пути, по кото­рым к слушателям поступает информация через звучащую речь. Различают два основных К.Р.В. - лингвистический и паралингвистический.

КАТАХРЕЗА (греч. katachresis - злоупотребление) - семантически неоправданное сочетание слов, напр., «красные чернила» (чернила - т.е. чёриого цвета), «темное белье» (белье, т.е. белого цвета), «малиновый згон». Многие подобные сочетания вошли в язык, поскольку первоначаль­ное значение слов перестало осознаваться носителями языка. А", может i ыть речевой ошибкой или стилистическим приемом, придающим выразительность выражению. См. также оксюморон.

КЛАУЗУЛА (лат. clausuia - заключение) - заключительная часть ре­чи или раздела, фрагмента речи, важная для оратора в композиционном и смысловом отношении и специально обработанная им.

КОЛОН (греч. colon - часть тела, элемент периода) - ритмико-интонационная единица звучащей речи: речевой такт, выделенный пауза­ми и объединенный логическим ударением. Понятие А", сближается с поня­тием синтагмы. В ораторской речи членение на А*, придает ей отчетливость и выразительность. В античные времена различали короткие К. и длинные, из которых составляются периоды. Пример А*.: «О времена! О нравы!» (Цицерон).

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communikatio - сообщение, передача) -общение, связь, обмен информацией; К. с помощью средств языка -речь. Возможна невербальная коммуникация.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ - свойства речи, обес­печивающие общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности в наиболее эффективной форме. К ним относятся: точность, ясность, богатство, выразительность, логичность, чистота, уме­стность, правильность и нек. др.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат. contaminatio - смешение) - смешение двух или нескольких событий при описании; возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов или выражений. К. считается речевой ошибкой, напр.: играть значение из 1. играть роль, 2. иметь значение.

КОНЦЕПЦИЯ - (лат. conceptio) - система взглядов, то или иное по­нимание явлений, процессов; единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда, политической речи и т.п.

КОНЦЕССИЯ (лат. consensus - согласие, единодушие) - использо­вание доводов или выражений оппонента в споре для опровержения его же доводов.

КРАСНОРЕЧИЕ т ораторское искусство; дар речи, речевая искус­ность, ораторский талант. Основой красноречия античные ораторы счита­ли этос (нравственность, этику), логос (ведущую идею; слово) и пафос (чувства, эмоции). См. также риторика.

КРИТИКА ДОВОДОВ ОППОНЕНТА - способ опровержения, со­стоящий в том, чтобы доказать (аргументировано и обоснованно), что до­воды опровергаемого доказательства ложны или несостоятельны. К.Д.О. -один из важных приемов полемики.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - устойчивые обороты речи, имеющие, как правило, книжное происхождение и отличающиеся меткостью, лаконично­стью, выразительностью: «зарыть талант в землю»; «перейти Рубикон»; «пришел, увидел, победил» и др. Использование К.С. усиливает вырази­тельность речи, ее образность.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - термин имеет три основные значения: 1. сово­купность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о ее совершенстве, определяемых как коммуникативные качества речи; 2. совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения: 3. раздел языкознания, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливаю­щий на научной основе правила пользования языком.

КУЛЬТУРА СПОРА - сводится к соблюдению ряда правил: выде­лить предмет спора, не терять предмет спора в пылу полемических рассу­ждений, сохранять спокойствие и самообладание в споре, уважать оппо­нента и его точку зрения, не прибегать к уловам, затягивающим спор и пе­реводящим его «на личности» и нек. др.

Л

ЛАКУНА (от лат. lacuna - впадина, полость) - пробел, пропуск, не­достающее место в тексте; пробел в знаниях.

ЛЕКСИКА (греч. lexis - слово, выражение) - совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка; словарный состав произведений ка­кого-либо автора или совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере общения. ^

ЛИТОТА (греч. litotes - простота, малость) - один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления, предмета: мальчик с пальчик, мужи­чок с ноготок; «Ваш шпиц не более наперстка» (А. Грибоедов).

ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА - предполагает совокупность и взаимодей­ствие всех аспектов его социального, интеллектуального, духовного обли­ка, его характера и воли, темперамента и культуры. Особенно высокие требования к личности оратора предъявляли классики риторики в Древней Греции и Риме.

ЛОГИКА (греч. logike) -наука о формах и закономерностях мышле­ния. Ее единицы: понятия, суждения, умозаключения разных типов. Опе­рации: выделение признаков явлений, сравнение, обобщение, субордина­ция понятий, построение рассуждений, доказательств и др. Средства логи­ки широко использует риторика. Важнейшие законы логики: закон тожде­ства, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточно­го основания и др.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА - значимая речевая пауза, связанная непо­средственно со смыслом высказывания. С помощью Л.П. говорящий осу­ществляет, а слушатель воспринимает членение потока слов на смысловые отрезки: с их помощью слова соединяются в группы (или речевые такты) или разъединяются между собой. Л.П. уточняет смысл высказывания, ср. -

«Встречать гостей / из столицы прибыл специальный представитель» и «Встречать гостей из столицы / прибыл специальный представитель».

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ - выделение усилением голоса или по­вышением тона слова или словосочетания, фразы как наиболее важного смыслового элемента звучащего контекста, напр., «Дай мне эту книгу!» и «Дай мне эту книг)'!»

ЛЮФТ-ПАУЗА или физиологическая пауза - незначительная оста­новка в звучащей речи для вдоха; рекомендуется Л.-П. совмещать с други­ми значимыми паузами (грамматической, логической, психологической),

м

МАЙЕВТИКА (греч. maientikos - повивальный) - один из приемов спора, описанный Сократом; метод установления истины, суть которого состоит в том, чтобы «помочь рождению мысли» с помощью искусно со­ставленных вопросов и полученных на них ответов. Такой прием, по мне­нию Сократа, должен подвести собеседника к «истинному знанию».

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - речь, обращенная не к опреде­ленным лицам, а ко всем: радио, телевидение, пресса, реклама, объявления, плакаты и пр. Она представляет воздействие огромной силы, используется властями, политическими партиями и пр.

МАСС-МЕДИА (лат. massa - масса и medius - средний) - название средств массовой информации (СМИ), часто встречающееся в западной печати.

МЕМОРИО (лат. memorio - запоминаю) - четвертый раздел антич­ного риторического канона в риторике, в котором рассматривались приемы запоминания, сохранения в памяти всего того, что подготовлено орато­ром на первых 3-х этапах работы над содержанием речи, над композицией, над словесным выражением.

МЕТАФОРА (греч. metafora - перенос) - вид тропа, в котором от­дельные слова и выражения сближаются по сходству их значения или по контрасту. М. образуется по принципу олицетворения (вода бежит), ове­ществления (стальные нервы), сходства цвета (шоколадный загар) и т.п. Аристотель назвал М. сокращенным сравнением, т.к. в ней в одном слове скрываются и образ, и предмет, о котором говорится.

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий и связей (предмет и материал, имя автора и его произведения и т.п.), напр. бойкое перо (журналист), зал (слушатели и зрители), читаю Пушкина (его произведения) и др.

МИМИКА (греч. mimikos - подражательный) - выразительные дви­жения мышц лица, отображающие внутреннее состояние человека, его от­ношение к чему-либо. М. - составная часть ораторского искусства.

МИТИНГОВАЯ РЕЧЬ - один из видов социально-политического красноречия. М.Р. носит остро-политический характер, отличается эмо­циональностью, предельной интонацией и высоким пафосом; часто произ­носится экспромтом, обладает действенной силой.

МОНОЛОГ (греч. monos - один, logos - слово, речь) - особая форма речевого общения; обращенная к слушателям речь одного человека. Ха­рактерными чертами публичного монолога является преднамеренность воздействия на слушателей, замысел. В зависимости от способа изложе­ния, содержания различают три типа монологической речи: описание, по­вествование, рассуждение.

МОТТО (ит. motto - острота, словцо) - остроумное изречение; крат­кий эпиграф в начале книги, главы. Напр., Гоголь взял для «Ревизора» М. -«На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

н

НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ, или поминальная речь - один из видов соци­ально-бытового красноречия. Такая речь всегда носит оценочный харак­тер, исполнена печали, порой трагедийной интонации. Мировая история знает много ярчайших Н.Р., посвященных великим людям, которые звуча­ли как реквием и оставили неизгладимое впечатление. Напр.: речь А.Ф. Кони памяти Федора Михайловича Достоевского.

НЕОЛОГИЗМ (греч. neos - новый и logos - слово) - новообразованное слово или словосочетание, только входящее в массовое употребление, напр., современные Н. - конверсия, наркомания, луноход, электромобиль. В некоторых случаях Н. создает писатель: «Вот олиствятся леса» (Мей).

НЕОРИТОРИКА (греч.) - новая риторика, возникла во второй поло­вине XX в. на основе идей классической риторики, как поиск оптимальных алгоритмов общения, речевого воздействия на людей. В основу Я. поло­жены новые научные направления - психолингвистика, теория коммуни­кации, лингвистика текста и др.

НОРМА ЯЗЫКОВАЯ - общепринятое, закрепившееся в языке упот­ребление языковых единиц, рекомендованное словарем, грамматикой.

справочниками. Н.Я: объективно существует в данное время и в данном языковом коллективе, она узаконивает значение слов, их фонетический облик, модели словообразования, словоизменения, синтаксические конст­рукции. Выделяют три уровня Н.Я.: нормы языковых единиц; нормы тек­ста; нормы функционального стиля.

О

ОБОБЩЕНИЕ - одна из основных форм (операций) мышления -выделение относительно устойчивых свойств явлений и предметов, обра­зование понятий, выявление связей между ними и пр.

«ОБРАЗ АУДИТОРИИ» - гипотетический образ слушателей, про­гнозируемый в ходе подготовки к выступлению; «О.А.» помогает оратору выбрать необходимые и наиболее эффективные средства речевого воздей­ствия на аудиторию; в ходе реального общения происходит корректировка «О.А.» При составлении «О.А.» учитываются следующие параметры: 1) состав слушателей, их демографическая характеристика; 2) предрасполо­женность (мотивация к общению); 3) подготовленность к восприятию и осмыслению материала: 4) отношение к предлагаемым проблемам и к об­щению в целом и др.

«ОБРАЗ ОРАТОРА» - по существу - идейный центр, композицион­ное и стилистическое начало публичного выступления, индивидуальная словесно-речевая структура, организующая весь текст. Через О.О. прояв­ляется отношение автора к содержанию речи, его личность: «Я есть то, что я говорю» (Хайдеггер).

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - понятие, означающее воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функ­ционирования. Если рассматривать речевое общение как систему «оратор – речь - аудитория», то О.С. - это поступающая к оратору от слушателей точная и своевременная информация о том, как они реагируют на его сло­ва, понимают его рассуждения и т.д. О.С. помогает оперативно («на ходу») скорректировать план или композицию речи, все элементы в сторону ее улучшения. Традиционные формы связи с аудиторией (стимулирование внимания, возбуждение интереса, учет реакции на выступление и пр.) яв­ляются и формами О.С.

ОБЩИЕ МЕСТА (лат. locus communis) - в риторике: источник, - от­куда заимствуются мысли для обсуждаемого предмета; смысловые модели «размножения идей».

ОКСЮМОРОН / ОКСИМОРОН/ (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, напр.: живой труп, горячий снег, убогая роскошь, запахи звуков, листья травы.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - такое изображение неодушевленных предме­тов или абстрактных понятий, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать: «Спит черемуха в белой накидке» (Есенин).

ОМОНИМЫ (греч. homos - одинаковый, опута - имя) - слова, имеющие" б1Инаков©е"звучание, но различное значение, напр., ключ (ру­чей), ключ (отмычка); наряд (одежда) и наряд (распоряжение). Различают: собственно О.; омоформы - случайно совпавшие грамматические формы различных слов (мой - местоимение и мой - повелит, наклонение глагола); омографы - слова, совпадающие по написанию (гвоздики и гвоздики, мука и мука). Омофоны - слова, совпадающие только по произношению (луг и лук, плот и плод). Явление О. используется в речи как средство создания каламбуров, в «языковой игре», напр. «Молодая была уже не молода» (Ильф и Петров); «Приехал в Москву: плачу и плачу» (Вяземский).

ОПИСАНИЕ - один из функционально-смысловых типов речи; композиционно-стилистический прием; в нем раскрываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека и т.п. - портрет, ин­терьер, пейзаж. В О. перечисляются основные, существенные признаки и свойства изображаемых словесно предметов, явлений, процессов и т.п.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ или ДЕФИНИЦИЯ - логическая операция, рас­крывающая содержание понятия. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Одна из задач О. - отличить или отграничить определяемый предмет от всех иных; к О. предъявляются требования строго и четко раскрыть сущность предме­та или явления.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ - один из важнейших приемов полемики. О. - заключается в доказательстве ложности, несостоятельности тех или иных утверждений, аргументов. О. строится тремя способами: 1.-О. тезиса (прямым или косвенным путем); 2. - критика доводов оппонента; 3. - кри­тика демонстрации.

ОРАТОР (лат. оrаrе - говорить) - тот, кто произносит речь, выступа­ет с речью, а также тот, кто обладает даром красноречия. Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) подчеркивал необходимость некоторых природных качеств оратора: «хорошей памяти», «находчивости», «звучного голоса», «сильно­го сложения», но вместе с тем утверждал: «Поэтами рождаются, ораторами

становятся». Античная риторика говорит о троякой задаче О.: «убедить, доказать, пленить». Термин О. не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший, плохой, выдающий­ся, блестящий, пламенный.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО, или РИТОРИКА высокая степень владения живым устным словом, как средством многообразного воздействия на аудиторию. О.И. базируется на диалектичности мышления, глубо­ком знаний материала речи, освоения опыта лучших ораторов прошлого и настоящего, отточенном владении литературным языком и неязыковыми аспектами мастерства публичной речи.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА - НОРМА литературного произноше­ния и ударения: пионер, рейс, конкретный (а не пионэр, рэйс, конкрэтный); мАркетинг (а не маркЕтинг, фенОмен, а не феномЕн; инцидент (а не инциНдент) и др.

ОРФОЭПИЯ (греч. orthos - правильно, epos - слово, речь) - сово­купность, система норм и правил образцового литературного произноше­ния; раздел языкознания, изучающий формирование нормативного литера­турного произношения.

п

ПАБЛИСИТИ (англ. publicity) - популярность, широкая извест­ность, достигаемая публичными выступлениями, а также с использованием средств массовой информации; гласность, публичность, открытость.

ПАРАДОКС (греч. paradoxos - неожиданный, странный) мнение, резко противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу, расходящееся с общепринятым утверждением. П. в речи оратора служит выражению насмешки, разоблачения, оригинальности мышления; напр.: «Лучшее правительство то, которое меньше всего правит». (Т. Джефферсон), «Ничего не делать - тяжелый труд» (Оскар Уайльд).

ПАРАЛ ЛЕ ЛИЗМ ( греч. parallelismos) - одинаковое синтаксическое построение следующих друг за другом фраз или их частей, где требуется краткость, лаконичность. П. способствует ритмизации речи. Напр. «Сила есть знание, знание есть сила». ~

ПАРОНИМЫ (греч. para - около и опута - имя) - слова, имеющие сходство звучания, но различающиеся по смыслу, напр.: советник и совет­чик, болотистый и болотный; гордый и горделивый.

ПАФОС (греч. pathos - чувство, страсть) - воодушевление, подъем; эмоциональность речи, которая пронизывает все выступление оратора, со­общает ему «единое дыхание». П. также означает стилистическую при­поднятость языка, выразительность интонации, манер. П. немыслим без глубокой внутренней убежденности в своей правоте и идейности.

ПЕРИОД (греч. periodos - обход, круговращение) - сложная синтак­сическая конструкция, отличающаяся полнотой развертывания мысли и законченностью интонации. П. делится на две части - повышение и пони­жение тона, их разделяет кульминация (высшая точка подъема в движении как смысла, так и голоса), отмеченная паузой. Длина периода не должна превышать объема дыхания. Речь, изобилующая П., считается высшим достижением ораторского искусства. Напр.: «Не оглядывайся назад, не вспоминай, не стремись туда, где светло, где смеется молодежь, где наде­жда венчается цветами весны, где голубка - радость бьет лазурными кры-лами, где любовь, как роса на заре сияет слезами восторга - не смотри ту­да, где блаженство, и вера, и сила: там не наше место! (Тургенев).

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольная речь) - оборот речи, вид тропа, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания; напр, «царь зверей» вместо лев, «солнце русской поэзии» вме­сто Пушкин. П. часто построены на сравнении, метафоре.

ПЛЕОНАЗМ (греч. pleonasmos - избыток) - речевое излишество. Один из видов многословия; вкрапление в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зрения: главная суть, повседневная обыденность, пред­чувствовать заранее.

ПОВЕСТВОВАНИЕ - один из функционально-смысловых типов речи (наряду с описанием и рассуждением); в повествовании излагаются события, развиваются действия, оно динамично, имеет сюжет и персона­жей, содержит диалоги. Для П., выражающего динамику действия, харак­терно использование глагольной лексики, имен существительных, назы­вающих действующие лица, предметы и т.д.

ПОВТОРЫ - один из видов параллелизма; присущи стилистике ораторской речи для усиления ее экспрессивности. К системе П. относятся: анафора, звуковые повторы, эпифора, хиазм, рефрен и др.

ПОГОВОРК А - меткое, мудрое народное выражение, лаконичное по форме и острое по мысли и наблюдательности, чаще всего с юмористиче­ским или сатирическим оттенком. В отличие от пословицы (двухчастного по форме выражения, напр.: «На йзыкр медок, а на сердце ледок»). П. -всегда одночастное выражение, напр.: не в коня корм, правда светлее солнца, лихо не лежит тихо и др. П. украшают любую речь, делая ее бога­той и выразительной.

«ПОДМЕНА ТЕЗИСА» - логическая ошибка в доказательстве, со­стоящая в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяется другим и этот тезис начинают доказывать или опровергать.

ПОЛЕМИКА (греч. polemicos - воинственный, враждебный) - ост­рый спор при обсуждении политических споров, научных, художествен­ных вопросов; спор, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон. Полемика отличался от дискуссии, диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии- диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому м


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: