Предисловие

Содержание

Предисловие  
Часть 1. Основные концепции и теоретико-исследовательские направления.  
Часть 2. Основной категориально-понятийный аппарат практической социальной психологии  
Часть 3. Диагностико-коррекционный комплекс как алгоритм профессиональной деятельности социального психолога-практика  
Заключение, или «не ставя точки...»  
Указатель статей  

4 5

Предисловие

Традиционно учебные издания по психологии представляют собой либо учебники, либо учебные пособия, либо учебно-методический материал, существенно реже — справочно-энциклопедические издания. При этом уж тем более нечасто эти публикации акцентированно рассчитаны на психолога-практика. Как правило, в качестве адресатов называются психологи-исследователи и преподаватели психологии, студенты, специализированные везде. В связи с этим собственно теоретическая часть, если и не является основной в подобных книгах, то, во всяком случае, занимает существенную долю их объема.

Настоящее издание ориентировано на четко очерченный контингент: это либо студенты психологических факультетов, которых готовят к тому, чтобы они в рамках своей профессиональной деятельности в дальнейшем выполняли функции именно психологов-практиков (и при этом, прежде всего, в качестве социального психолога), либо уже состоявшиеся и профессионально функционирующие социальные психологи-практики. Сразу хотим заметить, что читателям, интересующимся практической социальной психологией в качестве хобби эта книга никак не адресована, попросту не для них написана.

Еще на одном моменте хотелось бы остановиться. Эта книга обозначена авторами как «Азбука» не потому, что она адресована людям в психологическом плане безграмотным, а потому что даже такое объемное издание никак не может претендовать на то, что содержит достаточный объем информации, необходимой для профессиональной деятельности социального психолога-практика. Конечно, основной текст книги подобран таким образом, чтобы читатель — профессиональный социальный психолог-практик имел возможность найти ответы на основные вопросы, возникающие по ходу его профессиональной деятельности практически в любой организации, будь то образовательное, производственное или любой иное учреждение как государственной принадлежности, так и коммерческого профиля.

Книга состоит из трех основных частей.

В первой из них изложены в доступной форме основные концептуальные подходы, позволяющие проанализировать социально-психологическую составляющую практически любого социального взаимодействия в рамках любой социальной структуры. При этом изложение базовых для социальной психологии направлений и теорий осуществлено не в парадигмальном, а скорее в практикоориентированном плане, что дает возможность читателю достаточно четко сориентироваться в теоретико-ракурсном рассмотрении возникающих в рамках его реальной профессиональной деятельности вопросов, имеющих отчетливо выраженное социально-психологическое звучание.

6

Что касается второй части книги, то она выстроена в следующей логике. На каждую из букв, так как речь идет именно об «Азбуке», приходится пять понятийно-категориальных статей. Каждая из этих статей состоит из двух частей — собственно азбучно-энциклопедической статьи и тезисно-лапидарного очерка из экспериментально-исследовательского опыта проработки данного конкретного понятия в рамках социально-психологической науки. Здесь следует отметить, что относительно некоторых конкретных букв в данной «Азбуке» не удалось подобрать по пять реально значимых в психологическом плане терминов и поэтому авторы ограничились «усеченным» вариантом представленности в «Азбуке» таких букв.

Третья, заключительная часть книги представляет собой изложение системно подобранного комплекта методического инструментария, позволяющего в результате его использования нарисовать необходимый профессионально работающему с группой психологу социально-психологический портрет конкретного сообщества и статусно-ролевую позицию в этом сообществе практически каждого из его членов. Методический инструментарий, описанный в данной части книги, представлен в логике определенной структурной схемы: сжатое концептуальное обоснование появления методики, процедура проведения, обработка данных.

Помимо этого, здесь же представлены материалы, раскрывающие основные принципы сопоставительно-интерпретационного анализа эмпирических материалов, которые позволяют выработать алгоритм психолого-коррекционного воздействия на реально функционирующую группу и ее членов на базе конкретно полученных эмпирических данных.

Книга рассчитана на психологов-практиков и студентов психологических факультетов высших учебных заведений.

7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: