Понятие «обряд» и его функции в жизнедеятельности людей

Основоположником обрядовой теории считается английский ученый В. Робертсон-Смит, считавший, что для раскрытия сущности обряда надо обращаться не к мифам, а исследовать реальную жизнь общества. Обряд можно рассматривать как язык, первичными структурными элементами которого являются символы. Его идеи оказали влияние на обрядовую концепцию Э. Дюркгейма. Согласно Э. Дюркгейму, обряды «…необходимы для нормального функционирования нашей моральной жизни, ибо именно благодаря им утверждается и поддерживается группа, а мы знаем, насколько она необходима индивиду».

Социолог Г. Зиммель считал, что большая часть повседневной жизни человека состоит из ритуальных действий. Чем образованее, культурнее человек, тем большую роль в его жизни играют обрядовые моменты. Б. Малиновский пришел к выводу, что обряд связывает человека и общество. Посредством обряда социум вовлекает человека в круг общественных обязанностей и способствует снятию стрессовых состояний.

Несмотря на многообразие взглядов, определение обряда остается проблемой. Ее суть состоит в том, во-первых, представители различных наук дают разные определения, во-вторых, даже специалисты одной науки расходятся в том, какие его стороны считать наиболее важными, а какие - нет.

Обряд в жизни необходим для создания солидарности, взаимосвязанности членов общества. Поскольку объединение людей является необходимым условием для существования в коллективе, поскольку оно требует постоянного переутверждения и закрепления.

Именно в обряде люди в полной мере осознают свое единство, ими владеют общие чувства и настроения – то, что отсутствует в повседневной жизни, причем в обряде люди не только общаются между собой, но и восстанавливают связь со своими предками, со своим прошлым.

Обряд готовит человека к жизни, воспитывает в нем качества, необходимые для благоприятного существования в обществе. Главное в них – подчинение правилам, самоконтроль, самоотречение.

На выработку этих качеств направлен культ с его запретами и предписаниями и лишь после этого человек готов к восприятию позитивного, открывающего дорогу к высшим ценностям бытия.

Обряд обладает следующими особенностями:

- стимулирование некоторых поступков и видов деятельности;

- повторяемость. Для закрепления обряда нужна проверка временем. Каждое обрядовое действие обладает собственным видением культурного и социального пространства и времени, которое помогает ориентироваться в реальном мире.

- воспроизводимость. Эта особенность направлена на обновление и поддержание традиций, норм и ценностей общества. Обряды для того и исполняются, чтобы восстановить прошлое и сделать его настоящим.

- избирательность. Обряд всегда связан с отбором культурного и социального материала сохраняется и передается только то, что представляется наиболее важным для людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: