Возникновения ЧС

5.1. Основные тенденции в динамике ЧС на территории России

Природные опасности. Ежегодно на территории России происходит 230-250 природных катастроф и ЧС, из них 35% приходится на наводнения, 19% - на ураганы, бури, штормы, смерчи, 14% - сильные и особо длительные дожди, 8% - на землетрясения и 21 % на оползни, обвалы, сели и сильные снегопады. За последние 15 лет от опасных природных явлений в России погибло 3,5 тыс. чел., пострадали свыше 270 тыс. чел. Общий ущерб составил 6-7% от ВВП. Если учитывать жертвы терактов, военных конфликтов, пожаров и ДТП, то в среднем Россия ежегодно теряет свыше 50 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. чел. получают увечья.

Исходя из многолетних наблюдений, специалисты отмечают, что наибольшую опасность в России представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), смерчи (500). Величина ежегодных ущербов от перечисленных процессов измеряется от нескольких миллионов (смерчи, сели, цунами) до нескольких миллиардов долларов США (наводнения, оползни и обвалы, землетрясения). Основные экономические потери приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21%), ураганы и смерчи (до 14%). Ориентировочные оценки риска смерти при воздействии на человека катастроф в природной среде обитания показывают, что общий риск смерти вследствие всех воздействий природной среды составляет 1-10"5 на человека в год.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Системный социально-экономический кризис, который разразился в России в 90-х гг., вызвал рост числа ЧС, особенно техногенного характера; среди них в последнем десятилетии XX в. и в начале XXI доминировали: транспортные аварии - 25-32%; пожары и взрывы технологического оборудования - 8-39%; пожары и обрушения жилых и административных зданий - 21-39%; аварии с выбросом токсичных веществ - 8-12%; аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения - 7-15%; аварии на трубопроводах - 4-8%.

В России функционирует почти 3,5 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. ядерно- и радиационно-опасных объектов различного уровня, около 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений.

Физическое старение и износ основных средств производства в большинстве отраслей промышленности России и сфере жизнеобеспечения достигли 70%. При этом из-за экономических причин задерживается вывод из эксплуатации опасных объектов с устаревшим и изношенным оборудованием. В то же время специалисты подчеркивают, что доля ЧС, вызванных сверхнормативным износом основного оборудования, будет преобладать в суммарной составляющей всех ЧС.

ЧС в демографическом развитии России. В целом население России в конце XX в. жило в условиях нарастания угроз и постоянного воздействия ЧС террористического, военного, техногенного и природного характера. Все это не могло не отразиться на социальном здоровье народа России.

Выявившиеся к настоящему времени тенденции демографического развития представляют серьезную, пожалуй, самую главную угрозу национальной безопасности страны. Общее сокращение численности населения и, как следствие, снижение плотности его расселения ослабляют политическое, экономическое и военное влияние России в мире, порождают у некоторых наших перенаселенных соседей желание отторгнуть отдельные части территории РФ.

5.2. Потенциально опасные и критически важные объекты

Потенциально опасные объекты (ПОО). ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г., с изменениями от 07.08.2000 г.) определил категорию ПОО. К ним относятся те, на которых;

1.производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества(ОВ);

2.используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при t нагрева воды более 115°С;

3.используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4.получаются расплавы черных и цв.металлов и сплавы на их основе;

5.ведутся горные работы.

Всего в стране насчитывается около 45 тыс. опасных объектов различного типа.

Проблема ПОО усугубляется постоянным ростом их числа, так как эксплуатируемое на них оборудование стремительно устаревает, а нового поступает крайне мало. Так, в электроэнергетике количество оборудования, отработавшего свой ресурс, приближается к 60-65%; в нефтяной промышленности и внутрипромысловых трубопроводов достигла 80%; в газовой -70%, в угольной - более 60%.

Большую угрозу для жизни персонала и населения представляют возможные ЧС на ПОО промышленного, оборонно-промышленного и ТЭК. В результате ЧС на этих объектах возможно разрушение самих объектов, что сопровождается выбросом веществ из хранилищ и производственных корпусов в ОС, их возможным возгоранием, образованием и распространением зон заражения за пределы санитарных территорий с последующим поражением проживающего населения. На транспорте наибольшую угрозу из всех источников опасности представляют ДТП.

Критически важными объектами (КВО) являются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта, или существенному ухудшению безопасности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.

КВО по видам угроз классифицируют следующим образом: - ядерноопасные (АЭС, предприятия ядерно-оружейного комплекса); радиационно опасные (спецкомбинаты «Радон», места хранения жидких радиоактивных веществ, отработанного ядерного топлива и др.);

- химически опасные (предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио-, электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности);

- биологически опасные (крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы и

др);

- техногенно опасные (крупные железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м, объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК), тепловые электростанции, электроподстанции и магистральные линии электропередачи);

пожаро-, взрывоопасные (магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, а также хранилища сжиженных газов и нефти, крупные предприятия по производству и переработке жидкофазных или твердых взрывоопасных материалов);

- гидродинамически опасные (крупные гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного назначения);

- объекты информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (информационно и телекоммуникационно опасные; стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радиосвязи и оповещения, архивы, концертные залы, места проведения массовых мероприятий и др.).

5. 3. Положения госстандартов по мониторингу и прогнозированию ЧС

Мониторинг опасных природных процессов и явлений - система регулярных наблюдений и контроля за развитием опасных природных процессов и явлений в ОС, факторами, обуславливающими их формирование и развитие, проводимых по определенной программе, выполняемых с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению

ЧС, связанных с опасными природными процессами и явлениями, или снижению наносимого их воздействием ущерба.

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Прогнозирование антропогенных воздействий на ОС заблаговременное предсказывание видов, форм, величины и возможных масштабов антропогенных воздействий на ОС, основанное на изучении тенденции развития системы природопользования и перспектив хозяйственного и научно-технического развития общества.

Прогнозирование техногенных ЧС - опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий и катастроф.

Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:

-организационной структуры;

-общей модели системы, включая объекты мониторинга;

-комплекса технических средств;

-моделей ситуации (моделей развития ситуаций);

- методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

- информационной системы.

В зависимости от масштаба ЧС, различают пять уровней (ступеней) мониторинга: глобальный, национальный, региональный, местный, локальный. Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.

Нормативное обеспечение мониторинга ОС и прогнозирования ЧС включает:

-законодательные акты;

-нормативные документы по стандартизации: гос. и межгосударственные стандарты;

- нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом госуправления.

5.4. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования

Мониторинг как система наблюдения, оценивания и прогнозирования состояния ОПС дает необходимую информацию для управления качеством природной среды. Функций такого управления выполняют система экологического контроля и специально уполномоченные государственные органы обеспечения экологической безопасности страны.

В целях повышения оперативности и качества мониторинговой и прогностической информации МЧС РФ в 2000 г. разработало Положение о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС (СМП ЧС) являются:

1.оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;

2.прогнозирование возможного возникновения ЧС природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием ОС, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

3. лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и

индикации радиоактивного, хим., био. (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов ОС, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

4. разработка и оценка эффективности реализаций мер по

предотвращению или устранению ЧС;

5.разработка сценариев развития ЧС;

6.информационное обеспечение управления и контроля в области

предупреждения и ликвидации ЧС;

7. создание специализированных геоинформационных систем, банка
данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.
Вертикаль управления СМП ЧС имеет три уровня: федеральный,

региональный и территориальный.

На федеральном уровне организационное руководство деятельностью СМП ЧС осуществляет МЧС России, а методическое руководство и координацию деятельности СМП ЧС - Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия») МЧС России.

На региональном (в федеральных округах) и территориальном уровнях (в субъектах РФ) организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС осуществляют, соответственно, региональные и территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС при региональных центрах МЧС России и при органах управления по делам ГОЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.

В 2001 г. создана сеть региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, опытные зоны СМП ЧС регионального уровня.

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС обеспечивает оперативной и прогностической информацией (о состоянии ОПС, ЧС, в том числе опасных гидрометеорологических явлениях, вызывающих стихийные бедствия, о загрязнении различных сред и объектов; о состоянии ОС и возможности возникновения ЧС техногенного характера) федеральные органы исполнительной власти для принятия надлежащих мер.

Основными составными частями мониторинга ЧС, в соответствии с его задачами, являются три подсистемы: наблюдения, анализа и прогнозирования.

Подсистема наблюдения включает в себя наземные, воздушные, корабельные и космические средства наблюдений. Только Росгидромет проводит наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на 687 стационарных и подвижных пунктах контроля в 299 городах России 3-4 раза в сутки. За количеством озона наблюдения проводятся на 30 озонометрических станциях, а радиометрические измерения осуществляются на 1450 станциях.

Несколько тысяч постов МПР РФ и Росгидромета, а также сотни станций Госкомсанэпиднадзора контролируют состояние водных объектов. Десятки самолетов ежедневно совершают облет лесных массивов для обеспечения пожарной безопасности, а специально выделенные корабли ВМФ и суда других ведомств следят за чистотой акваторий морей и водными объектами суши.

Космические снимки земной и водной поверхностей, полученные от метеорологических искусственных спутников Земли (МИСЗ), природоресурсных и океанографических спутников, позволяют решать задачи глобального и регионального мониторинга. В состав подсистемы наблюдений геофизического (абиотического) мониторинга входят 1606 гидрометеорологических станций, 140 аэрологических станций, 4142 поста, 17 ионосферно-магнитных станций, а также сотни гражданских и военных авиационных метеорологических станций и гидрометеорологических станций и постов ВМФ. Загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом контролируется сотрудниками ГИБДД и личным составом военной автоинспекции.

Однако такое количество станций и постов позволяет удовлетворительно решать задачи мониторинга загрязнений лишь в глобальном и региональном масштабах. Для отдельных военных и гражданских объектов должна быть развернута сеть локального мониторинга, при организации которой необходимо учитывать изменчивость концентрации химических и биологических загрязнений и уровня физических воздействий.

Такая задача успешно решается только там, где созданы стационарные подвижные пункты контроля: на атомных электростанциях, в районах расположения объектов повышенного риска, на крупных промышленных комбинатах, в местах забора воды для централизованного водоснабжения. На большинстве гражданских и военных объектов практически пока невозможно организовать систему долгосрочных регулярных наблюдений за состоянием ОС в связи с трудоемкостью получения исходных данных и методов их обработки, которые требуют дорогостоящего лабораторного анализа с привлечением квалифицированных специалистов.

Проведение наблюдений за состоянием ОС - очень важная, но лишь начальная стадия мониторинга. Результаты наблюдений должны пройти стадию анализа в специально оборудованных лабораториях. Результаты анализа по каналам связи передаются в десятки региональных и территориальных центров мониторинга загрязнения ОС, где на их основе, с привлечением информации, получаемой от системы геофизического мониторинга, разрабатываются прогнозы и предупреждения о неблагоприятных изменениях (ухудшении качества) атмосферного воздуха и водных масс. Эти прогнозы используются для осуществления оперативных мероприятий по сокращению вредных выбросов в атмосферу и сброса сточных вод в водные объекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: