Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:
· выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
· определение причин семейного неблагополучия;
· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
· помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
· профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:
|
|
· Конвенция о правах ребенка;
· Закон РФ "Об образовании";
· письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образовния";
· Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
· Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
· Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
· постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";
· Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
· Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:
· непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях общеобразовательной школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
|
|
· работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;
· работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.
В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных:
· на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
· определение причин неблагополучия семьи;
· осуществление информационной помощи семье;
· реализацию системы профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска.
Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в образовательном учреждении (далее – ОУ) на индивидуальном сопровождении.
Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.
Основными источниками информации о семье являются:
· классный руководитель, педагоги ребенка;
· социальные паспорта классов;
· беседы с ребенком, его родственниками, сверстниками;
· непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);
· наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.