Крупные преобразования в общественно-политической и экономической жизни Республики Казахстан предъявляют высокие требования к образованию, которое отвечает за формирование личности будущих граждан. На современном этапе в государстве возникла необходимость не только в нравственной воспитанности молодого поколения, интеллектуальной образованности личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, но и способной в последующем участии в социальном и экономическом развитии общества, компетентными в решении жизненных проблем, готовой эффективно трудиться и учиться на протяжении жизни.
В настоящее время идет активная работа по подготовке образовательных школ и всей системы образования к вхождению в мировое образовательное пространство. Зарубежный опыт реформ в общеобразовательной школе свидетельствует об увеличении сроков обучения до 12-13 лет, внедрении системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Концепцией развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы ставится задача осуществления перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования, предусматривающую профильное обучение, продолжительностью в 2 года (11-12 классы).
Идею профильной школы породил переход от личностно-отчужденной к личностно-ориентированной парадигме образования, создающей условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии. Концепции личностно-ориентированного образования (К.Роджерса, И.С. Якиманской, В.В.Серикова, Н.И.Алексеева, Бондаревской Е.В., Слободчикова В.И., Фридмана Л.М., Цукерман Г.А., Кульневича В.С. и др.) являются одним из условий понимания и принятия идей профильной школы, которая должна обеспечить принцип ранней профессиональной ориентации школьников в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями.
Актуальность развития системы профильного обучения в Казахстане обусловлена рядом факторов, в том числе:
- расширением системы результатов образования: знания, умения, навыки и компетенций;
- переходом школы на 12-летнюю модель образования;
- тенденциями организации обучения старшеклассников в мире;
- требованиями рынка труда к подготовке выпускников школы;
- развитием систем технического и профессионального и высшего
образования.
Развитие системы профильного обучения в Казахстане направлено на:
- расширение возможностей 16-18 - летних граждан по повышению
уровня их образованности, конкурентоспособности с учетом их интересов и способностей;
- создание основы выбора старшеклассниками дальнейшего
жизненного пути, реализации профессиональных намерений;
- решение проблемы обеспечения рынка труда профессиональными
техническими кадрами.
Основные черты средней общеобразовательной профильной школы ХХI века: высокая степень толерантности педагогических принципов; рост ценностного аспекта образования; высокая степень личной, профессиональной свободы учителей и обучаемых; переориентация знаниевой образовательной подготовки на субъектно-смысловую и мыследеятельностную, ориентированную на освоение способов обучения; переход к природо-, культуро-, антропосообразности. Сложился и образ обновленной школы - многопрофильная школа, оптимально и эффективно сочетающая классические традиции и современные требования к образованию.
В целях профессиональной ориентации школьников, приближения их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов в Республике Казахстан широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования: открываются образовательные учреждения (средняя общеобразовательная профильная школы, лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в школах реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов (педагогические, юридические, экономические классы, агроклассы и др.). Подобный опыт используется также учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (подготовка учащихся средней школы по программам профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профессионального образования).
Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия социальных партнеров, органично создаёт наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет поставить в центр работы профильную, а затем профессиональную ориентацию и при этом одинаково успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования.
Социальное партнерство - это договорная форма регулирования отношений, построенная на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения и учета интересов участников процесса, ответственности за нарушение соглашений. Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:
- партнёрство, в которое вступают социальные группы внутри школы: учителя, ученики и их родители;
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности (УПК, ссузы, вузы, учреждения дополнительного образования и пр.);
- партнёрство, в которое вступают представители школы с предприятиями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнёрство, которое инициирует сама школа, делающая вклад в развитие гражданского общества.
- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства
Преимуществами взаимодействия социальных партнеров образования являются: создание условий для развития каждого учащегося; личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс; предпрофильная подготовка с 8-ого класса; профильное обучение – с 10-ого; индивидуальные образовательные траектории – предоставление учащимся по выбору индивидуальных программ обучения, частичного или полного экстерната; всесторонняя психологическая поддержка образовательного процесса; изменение роли учителя, который выступает в роли консультанта, фасилитатора, модератора.
Для современного сетевого взаимодействия социальных партнеров образования характерны следующие тенденции:
- профилизации обучения, которая осуществляется на основе принципов индивидуализации и дифференциации в обучении с учетом индивидуальной мотивации школьников и направленности на выявление потребностей, способностей и профессиональных предпочтений и склонностей детей; в целях сохранения и развития интеллектуальной элиты казахстанского общества;
- развитие современной средней общеобразовательной профильной школы происходит в направлении дифференциации обучения, при этом выделяются социально-гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический, художественно-эстетический и политехнический (технологический) профили;
- наличие в школах собственной идеологии, методологии и концепции развития, основу которой составляют принципы системности и целостности в единстве ценностно-целевой, содержательной и результативной сторон, непрерывности и фундаментальности образования, что соответствует их исторической миссии;
- сформированность интегративных связей на уровне целей и ценностей, содержания сетевого взаимодействия социальных партнеров образования, структуры учебного процесса;
- ориентация учебных программ не на объем содержания, а на овладение методами научного познания, характерными для той или иной области предметного знания;
- обеспечение сочетания умственных и физических нагрузок в школах интеграцией трех составляющих - интеллектуального, физического и эстетического развития, а также высокой степенью информатизации и технологизации обучения за счет применения специальных образовательных технологий личностно ориентированного обучения, разноуровневой дифференциации и др.;
- активизация системы повышения квалификации учителей-предметников, преподающих в школах профилирующие предметы; роста педагогической инициативы в модернизации содержании образования, внедрения новых образовательных технологий;
- естественность и определенность профориентации учащихся, мотивированных на повышенные учебные нагрузки, связанные с профессиональным самоопределением.
Опережающее устойчивое развитие сетевого взаимодействия социальных партнеров образования может быть достигнуто различными средствами, прежде всего системной интеграцией имеющихся и перспективных ресурсов (человеческих, социальных, экономических, технических, психологических и др.)
Социальное взаимодействие социальных партнеров образования обеспечивает решение проблемы непрерывности и преемственности образования:
- содержательное сотрудничество для подготовки учащихся, способных продолжить профессиональное обучение и овладеть избранной специальностью;
- раннее профессиональное самоопределения;
- расширение и углубление базы знаний школьников и их профильное образование в конкретных областях.
- развитие творческих способностей учащихся, осознание ими необходимости и целесообразности продолжения обучения, мотивации к получению профессионального образования;
- совершенствование психолого-педагогической подготовки преподавательского состава социальных партнеров образования по работе со школьниками.