Структура политического знания. Методические рекомендации

Политология как самостоятельная сфера научного знания начинает формироваться в середине XIX века. Это было обусловлено, во-первых, развитием гражданского общества и демократии, вовлечением широких масс в политический процесс. Во-вторых, правоведение и социология уже не удовлетворяли познавательные потребности в сфере политического знания. У этих наук был свой предмет исследования, и политические проблемы они анализировали в русле своих исследовательских задач. В-третьих, к этому времени было накоплено достаточно много знания о собственно политических процессах. Эти знания нуждались в анализе не с правовой или социологической точки зрения, а с позиций исследования механизмов функционирования политической власти в обществе.

Политология - наука о политике.

Структура политического знания

В структуре политического знания выделяют:

- политическую теорию, которая исследует законы функционирования и развития политического процесса, политических систем, институтов;

- эмпирическую политологию которая изучает политические действия, политическое поведение личности и социальных общностей, а также исследует мотивы поведения, поступки, ценностные ориентации, популярность субъектов политики, политический имидж.

Методы исследования политики можно поделить на три группы: общетеоретические методы, общелогические методы, методы эмпирических исследований.

К общетеоретическим методам (подходам) относят следующие методы:

Институциональный метод ориентирован на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.

Нормативно-ценностный подход исследует политику с позиции должного, с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, ориентирует на разработку политического идеала и наилучшей формы правления.

Институциональный и нормативно-ценностный методы господствовали в политической науке до середины XX века.

Системный метод рассматривает политику как целостный, сложно-организованный, саморегулирующийся механизм, который находится в не-прерывном взаимодействии со средой. Системный подход был разработай и применен при анализе политики в 50-60-с гг. XX века американскими учеными Т. Парсонсом и Д. Истоном.

Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Функциональный подход к изучению политики широко ввел американский политолог Г. Алмонд.

Психологический подход ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальный качеств, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций в политике. Психологический метод широко использовали в своих исследованиях политики Г. Лебон, Н. Михайловский, С. Московичи, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Канетти, А. Адлер, Т. Адорно, Ж. Блондель.

Социологический подход предполагает выяснение социальной обусловленности политики, влияния на политическую систему социальной структуры и экономических отношений. Широко применяли социологические подходы в политологии такие крупнейшие политологи и социологи как К. Маркс, Г. Москва, В. Парето, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Михельс.

Общелогические методы присущи человеческому познанию в целом. Это анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение.

К эмпирическим методам относятся использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетирование, опрос; теория игр, которая широко применяется при принятии решений; наблюдение;

Функции политологии:

Аксиологическая (оценочная) функция - политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению.

Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического.

Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического сведения - важнейший показатель уровня развития политической культуры.

Политику можно рассматривать следующим образом: а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности - политическая деятельность; в) тип социальных отношений.

Политика обладает сложной структурой:

- организационный компонент политики - это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;

- политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;

- содержательным компонентом политики являются политические ценности, цели, мотивы политической деятельности, политические проблемы, механизмы принятия решений. Этот содержательный компонент связан со сферой политической культуры, политического сознания и с политической деятельностью;

- политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;

- политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: