1. Подготовительный этап распадается на несколько направлений деятельности - содержательную часть, организационную и ресурсную.
В содержательную часть могут входить следующие элементы: анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемые результаты, гипотезы, идеологические основания и принципы, освещение имеющегося опыта.
В организационную часть могут входить следующие элементы: формирование команды, определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление детальных графиков.
В ресурсную часть могут входить следующие элементы: материальные ресурсы (требуемые и имеющиеся: техника, канцелярские принадлежности, учебные пособия); при этом анализируются способности материальной базы удовлетворить все потребности, поиск дополнительных ресурсов; финансовые ресурсы; людские ресурсы (определение круга лиц, задействованных в проекте, и их творческого потенциала, рассмотрение возможности привлечения специалистов для реализации проекта).
|
|
Формы выбора темы могут быть разными:
- проведение социологического опроса,
- «мозговой штурм»,
- конкурс различных планов возможной деятельности,
- анализ социальной ситуации для выявления проблемы,
- изучение документов.
2. Основной этап проектной деятельности - действия по реализации намеченных планов. Необходимо при этом использовать групповую работу, четко распределить поручения между группами. Необходимо помнить правила организаторской работы.
3. Заключительный этап - итоговая и рефлексивная часть проектной деятельности. Итоговая часть должна акцентировать внимание на характеристике результатов работы. Эта характеристика может быть количественной (сколько сделано) и качественной (как сделано). Для этого вновь могут использоваться социологические опросы, интервью, наблюдения. В этой части происходит соотношение ожидаемых результатов (целей и задач) с реальными.
Для проведения рефлексии могут использоваться следующие вопросы:
- что произошло?
- что я (мы) хотел?
- что я думал?
- что я чувствовал?
- что я делал? (какие конкретные действия совершал)
- что при этом делали другие участники проекта?
- что они хотели?
- что чувствовали? - что в ходе реализации проекта было наиболее важным, существенным?
- какие проблемы и противоречия возникли?
- какие альтернативные пути решения проблем и противоречий существуют?
Оценивание проекта может идти по следующим критериям:
4. нестандартность и оригинальность решения;
5. научный кругозор и теоретическая грамотность;
6. самостоятельность суждений;
7. общественная значимость;
8. логичность и последовательность;
9. обоснованность;
10. грамотное оформление результатов работы по проекту.