Научные области

Наряду с уже обозначенными видами структурных элементов педагогической науки можно выделить также зарождающиеся и развивающиеся в ней разного рода научные области:

· интегративные - активно опирающиеся на достижения и исследовательский аппарат других научных дисциплин и областей (педагогическая валеология, «теория школьного управления», «музейная педагогика» и т.п.) и завоевывающие свой научный статус непосредственно в структуре педагогики;

· научно-эмпирические или инструментально-прикладные области внутри отраслей и научных дисциплин, например, «методика воспитания», «педагогическая технология» и др., которые лишь частью включаются в структуру собственно науки, но необходимы для обеспечения связи ее с практикой;

· междисциплинарные («пограничные») - возникающие, как принято говорить, «на стыке» педагогики и других фундаментальных наук (философии, социологии, психологии, медицины) и, по-видимому, попадают в структуры разных наук.

Каждый вид научных областей существует и развивается по своим законам.

Важно заметить, что своеобразным «поводом» для создания и обособления научных областей в педагогической науке может стать либо обозначившийся в практике специфический объект возможных педагогических исследований (например, педагогическая деятельность культурных центров - музейная педагогика, театральная педагогика), либо новый предмет или аспект изучения в уже существующей объектной педагогической реальности (нейропедагогика, «психопедагогика», педагогическая валеология и др.).

Научные области, постепенно обособляясь, автономизируясь, в дальнейшем своем развитии могут «перерасти» в отрасли педагогики (если имеет место обособление по объекту) или в научные дисциплины (если имеет место обособление по предмету).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: