Семинары по «теории и практике психологической помощи»
(2015/2016 уч.г.)
Л.г. степанова, И.И.Кранц
Й семестр
Раздел 1. основы психологической помощи
(36 часов)
Семинар 1. (2 часа)
1. Понятие академической, прикладной и практической психологии.
2. Суть и особенности практической психологии.
3. Бытовая и профессиональная психологическая практика.
4. Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя».
5. Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163.
Семинар 2. (4 часа)
1. Современные тенденции, проблем и перспективы в развитии психологической помощи.
2. Основные направления деятельности практического психолога.
3. Составляющие процесса принятия человека человеком.
4. Задачи и формы психологической помощи.
5. Социокультурный контекст и проблематика психологического консультирования.
6. Факторы, определяющие эффективность психологической помощи.
|
|
7. Проблемы методов исследования в консультативной психологии.
8. Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1-3 встреч // Журнал практического психолога. - 2009. - n 2. - c.103-116.
Раздел 2. Теоретические подходы к пониманию и реализации психологической помощи
Семинар 3. Психодинамическая модель психологической помощи
(6 часов)
1. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в классическом психоанализе (З. Фрейд).
2. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в аналитической психологии (Г. Юнг).
3. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в индивидуальной психологии А. Адлер).
4. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в психосинтезе (Р. Ассаджиоли).
5. Основные идеи эго-психологии (А. Фрейд, Э. Эриксон, Х. Хартманн).
6. Основные идеи селф-психологии (Х. Кохут).
7 Система критериев здоровой личности в рамках эго-психологии.
8. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в неофрейдизме (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан).
9. Общая характеристика техник оказания психологической помощи в психодинамическом подходе (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Фрейд, Х. Кохут, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан).
10. Показания и ограничения к использованию психодинамического подхода как практики психологической помощи.
11. Салливан, Х.С. Интервью как процесс / Х.С. Салливан // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 138–160.
12. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – С. 63–81, 198–214. (гл. 5 и 14).
|
|
семинар 4. Бихевиоральная модель психологической помощи (4 часа)
1. Различие понятий научение, учение, обучение.
2. Основные теоретические положения поведенческого подхода.
3. Научение типа S, научение типа R и социальное научение(или моделирование), как основные типы научения в бихевиоральном направлении психологической помощи.
4. Общая характеристика основных процедур и техник в бихевиоральной модели психологической помощи (процедуры релаксации, систематическая десенсибилизация, репетиция поведения и тренинг ассертивности, методы подкрепления, аверсивный метод, метод «наводнения» и др.).
5. Оценка эффективности психологической помощи в бихевиоральной модели психологической помощи. Ограничения бихевиорального подхода.
6. Стратегия предотвращения рецидивов.