Краудсорсинг как инструмент модернизации государственного и муниципального управления

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Социальная технология - это определенный способ достижения поставленных общественных целей. Сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно, эта разработка происходит на основе и с использованием научных знаний. При разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность. С

Социальная технология выступает в двух формах:

1) как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом,

2) элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями. Вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование. Главная функция которого сегодня - соединение науки и практики.

Освоение управленческих технологий начинается с типологизации управленческих ситуаций, поскольку их основные виды предполагают адекватные им формы и методы управленческой деятельности.

Выделяют различные виды управленческих технологий: диагностирования, проектирования и реформирования соответствующих подсистем, информационные, внедренческие и обучающие технологии; по уровням - центрального, регионального и местного управления; разрешения социальных конфликтов (конфликтология), инновационного развития управляющих компонентов и др.

Аспекты управленческой деятельности, где наиболее актуально использование управленческих технологий:

1.Процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития, и формирования организации и функционирования компонентов субъекта государственного управления. Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественной жизнедеятельности; создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения и т.д.

2.В практике программирования и планирования комплексного развития территорий нужны единые сроки и методики разработки предполагаемых мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государственных органах, идентичные формы и показатели программных и плановых документов, взаимосвязанный, согласованных порядок прохождения и утверждения программ и планов, приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов, определенные механизмы взаимоконтроля и т.п.

3. Развитие межотраслевых, межтерриториальных, проблемных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях - от международного до местного - также требует адекватных управленческих технологий.

4. Технологии контроля - связанные с непрерывным наблюдением над управляемыми процессами, их улучшением, измерением и сравнением с их управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях.

Технология KPI с каждым годом находит все большее применение в российских компаниях. Она является перспективной и, по большому счету, безальтернативной системой, позволяющей надежно увязать индивидуальные ориентиры сотрудников с задачами, стоящими перед компанией. Термин KPI (англ. Key Performance Indicators) дословно переводится на русский язык как «ключевые индикаторы исполнения», но более популярным переводом этого словосочетания стало выражение «ключевые показатели эффективности» или КПЭ.

Основной функцией KPI выступает оценка результативности работы сотрудников, структурных подразделений и компании в целом. Это становится возможным только в том случае, если система KPI четко определяет критерии оценки работы и очерчивает зону ответственности каждого сотрудника.

Второй важной функцией технологии KPI является возможность разработки эффективной системы мотивации труда. Мотивация труда может быть успешной только в том случае, если она способна на адекватное отдаче сотрудника вознаграждение. Технология KPI позволяет объективно оценить вклад сотрудника в достижения компании и, тем самым, способна стать основой хорошей системы мотивации.

Условиями успешного внедрения технологии KPI в органах ГиМУ являются:

• высокий уровень стандартизации процедур, процессов, функций,

• наличие четкой системы планирования финансовых и натуральных показателей деятельности,

наличие квалифицированных специалистов, способных разработать, внедрить и сопровождать эту технологию,

наличие соответствующей корпоративной культуры,

• настойчивое и реальное стремление высшего руководства компании использовать данную технологию для достижения стратегических задач и мотивации персонала.

Применение компанией технологии KPI позволяет ей:

отслеживать в динамике эффективность деятельности каждого подразделения и сотрудника,

• прогнозировать результаты работы компании за год,

• корректировать деятельность подразделений и сотрудников, в случае, если результаты их работы не дотягивают до запланированных уровней,

• обеспечить объективность оценки работы сотрудников,

• создать систему обратной связи, позволяющей специалисту оперативно получать оценку своей деятельности на основе объективных критериев, а не мнения руководства,

• достичь синергетического эффекта за счет увязки деятельности всех сотрудников со стратегией компании,

• соотносить результаты деятельности сотрудника и уровень его компенсационного пакета.

Минусами технологии KPI могут стать:

• высокая трудоемкость процесса внедрения и администрирования системы,

• возможность манипуляции результатами оценки из-за использования различных методик расчета показателей,

• концентрация сотрудников на ограниченном числе показателей,

• негативное влияние на командную работу,

• установление слишком завышенных или заниженных (демотивирующих) пороговых значений KPI,

• сложность установления KPI сотрудникам, результаты работы которых, невозможно оценить количественными показателями.

Метод 360º - относительно новое явление в технологиях оценки персонала. Традиционный «одноканальный» способ оценки сотрудников их руководителем далеко не всегда эффективен ввиду своей упрощенности и субъективности. Для получения полной и более объективной оценки работников и был предложен западным менеджментом в конце прошлого века метод 360º. Его сутью является то, что для получения всесторонней информации о деятельности сотрудника стали использовать максимально возможное количество внутренних и внешних источников - оценщиков. Полученная таким образом круговая информация и дала название новому методу оценки – метод 360º.

Внутренние источники информации для последующей оценки работника, это:

• непосредственный руководитель работника,

• вышестоящий руководитель работника,

• непосредственные коллеги работника (работники одного подразделения),

• коллеги работника, работающие в смежных подразделениях компании,

• подчиненные работника.

Внешние источники:

• клиенты компании,

• поставщики,

• консультанты,

• смежные организации.

Источники информации, находящиеся в постоянном или периодическом контакте с оцениваемым сотрудником обладают полезными сведениями, способными создать полную картину о работе и деловых качествах этого сотрудника. Сам работник тоже может стать источником информации, если в процессе оценки 360º применяется процедура самооценки.

С помощью метода 360º успешно решаются вопросы формирования кадрового резерва, выявления талантов, разработки программ развития персонала.
Оценка персонала методом 360º осуществляется, как правило, не чаще 1 раза в год. В качестве источников информации используют не менее 5 оценщиков, при этом обеспечивается анонимность оценки для исключения возможных конфликтов между оцениваемым и оценивающими сотрудниками.

Для получения информации разрабатываются специальные опросные листы. Опросные листы являются фундаментом метода 360º. Они содержат, как правило, не более 30 вопросов, характеризующих требуемые основные компетенции работника. Компетенции могут отличаться весами. Опросные листы могут содержать и контрольные вопросы для проверки оценщика на искренность. Отвечая на вопросы опросных листов лица, являющиеся внешними и внутренними источниками информации дают комплексную бальную оценку оцениваемому сотруднику.

Затем результаты оценки обрабатываются независимыми консультантами или работниками службы управления персоналом компании. По каждому оцениваемому сотруднику готовится отчет, содержащий аналитическую часть, графики и диаграммы, а также рекомендации, как руководителям работника, так и самому работнику по дальнейшему его развитию.

КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Краудсорсинг обозначает передачу определённых производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. Иными словами краудсорсинг - это технология, объединяющая новый класс сетевых инновационных систем, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов людей с разбивкой процесса на составляющие более мелкие части.

Ярким примером краудсорсинга в бизнесе является компания Threadless из Чикаго, которая почти десять лет выпускает футболки, дизайн которых разрабатывается посредством on-line конкурса, публика каждую неделю голосует за сотни рисунков присылаемых на портал компании, в производство запускаются самые популярные. Лучшие художники впоследствии формируют экспертное сообщество, при этом абсолютно открытое для новых талантов [1, 64]. Краудсорсинг также активно применяют в журналистике BBC, Gannet, Reuters для выполнения такой работы, как расследование должностных преступлений в органах государственного управления. Российский пример использования краудсорсинга - «народная карта» ЯНДЕКСА, где любой пользователь может добавить новый объект или организацию, что резко повышает актуальность предоставляемых карт. Указанные примеры показывают успешное применение краудсорсинга, однако возможность применения этого инновационного механизма куда более обширна.

Говоря другим языком, краудсорсинг уходит корнями в базовый эгалитарный принцип: каждый человек обладает знаниями и талантами, которые могут оказаться востребованными другими людьми. Именно человек со всеми своими особыми навыками – центральное звено краудсорсинга. Наши индивидуальные особенности – целый букет стечений обстоятельств, эту уникальность, присутствующую в больших группах, можно назвать разнообразием, которое являет собой мощную силу для разработки новых продуктов и решения широкого спектра проблем.

При анализе феномена краудсорсинга возникает вопрос об эффективности использования «ресурса толпы». Ответ можно найти в законе Старджона (Sturgeon's Law: Nothing is always absolutely so) [1, 212]. Согласно этому закону 90% всего, включая генерируемый пользователями контент, представляет собой сущий мусор. Однако закон Старджона говорит также, что оставшиеся 10% всего произведенного пользователем уже не мусор, а несколько меньший процент претендует на отличное качество. Отсюда можно вывести правило интерактивных медиа – «правило 1:10:89», которое гласит, что из каждых 100 человек на каком-либо сайте только один что-то действительно создает, 10 голосуют и дорабатывают то, что он создал, а остальные 89 являются простыми потребителями продукта. Следствие данных законов говорит о том, что при применении краудсорсинга не следует гнаться за количеством и привлекать все 100% пользователей, в любом сообществе величина качественно-производимого «толпой» продукта не превышает 10%. В то же время эта величина является достаточной для решения проблемы и удовлетворения потребности 89% пользователей. А с учетом незначительности финансовых и материальных затрат при использовании технологии краудсорсинга, эффективность данной технологии решения задач достаточно высока. Подобный взгляд на феномен краудсорсинга позволяет понять специфику его функционирования. Мы же предлагаем рассмотреть возможности его распространения на сферы публичной власти и государственного управления.

Рис. 1. Закон Старджона для краудсорсинга.

Кризисные явления последних лет [4, 18] говорят о закате традиционной системы иерархического управления. Граждане хотят более широкого участия в управлении государством, что формирует общественный спрос на разработку и внедрение инноваций в сферу государственного управления, необходимость использования самых современных информационных и управленческих технологий. Возникает вопрос: «Что же делать в этой ситуации России»? По-видимому, России не имеет смысла копировать опыт западных стран в сфере модернизации управления. Необходимо, по нашему мнению, внедрять принципиально новые схемы государственного управления, основанные на широком вовлечении граждан страны в процесс принятия большинства важных решений как на федеральном, так и не региональном уровне. А в особенности - на местах, в местном самоуправлении, где конкретный общественно активный гражданин знает, как улучшить свою жизнь и жизнь местного сообщества.

Потенциал социальной энергии и гражданского разума в нашей стране в разы превосходят наши сырьевые запасы. Необходима управленческая революция, позволяющая вовлечь граждан в принятие управленческих решений, разработку программ и стратегий, в контроль над их выполнением. Именно на базе принципов краудсорсинга в России и может быть создана модель государственного управления нового тысячелетия.

Для реализации краудсорсинговой модели в сфере государственного и муниципального управления или, иными словами, предлагаемой нами модели «гражданского администрирования» в негуманитарной сфере, необходимо решить четыре задачи:

1. Вовлечение активных граждан в процесс разработки решения задачи,

2. Организация и стимулирование выдвижения идей и предложений,

3. Селекция лучших предложений самими участниками,

4. Отбор лучших участников и формирование открытого экспертного сообщества на основе личного вклада каждого в решение общей задачи.

Условием решения этих задач является создание инфраструктурной базы, к которой следует отнести:

- Обеспечение граждан возможностью подключения к высокоскоростному каналу доступа в сеть Интернет.

- Формирование интегрированных программных продуктов для органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на принципах свободного программного обеспечения.

Рис. 2 Модель «гражданского администрирования».

В случае эффективного внедрения технологий краудсорсинга, по нашему мнению, у России появляется уникальный шанс стать лидером в этой новой области корпоративного и государственного управления. Безусловно, не во все сферы государственного управления удастся внедрить технологии краудсорсинга, однако можно выделить ряд наиболее подходящих для данной методики:

1. Формирование направлений, целей и задач государственной, региональной и местной политики, что позволит максимально учесть мнение граждан по вопросам их будущего.

2. Разработка путей оптимального достижения поставленных целей с учетом интересов большинства общества, что существенно снизит так называемый «конфликт интересов» при реализации государственной, региональной, а в особенности местной политики.

3. Отбор претендентов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе. Здесь, однако, стоит предусмотреть некий минимальный фильтр для недопущения непрофессионалов (к примеру, наличие высшего образования). Реализация данного пункта позволит сформировать действенные социальные лифты, необходимость в которых остро стоит в нашем обществе.

4. Разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Контроль над выполнением принятых на всех уровнях государства решений, что может стать своеобразной обратной связью между обществом и государством.

6. Организация реального самоуправления и самообслуживания граждан на муниципальном уровне, формирование сложной синергетической системы взаимодействия населения локальной территории.

7. Сбор, обработка и систематизация данных в государственных масштабах. Реализация этого направления позволит обрабатывать массивы данных, сопоставимые с переписью населения, что позволит сэкономить миллиарды бюджетных средств.

Рис. 3. Сферы внедрения краудсорсингового подхода для повышения эффективности механизма государственного управления.

Внедрение краудсорсинга в указанных областях приведет к формированию гражданского экспертного сообщества. Даже учитывая следствия закона Старджона, креативные граждане смогут составить до 5% численности коллектива организации. Исходя из численности экономически-активного населения, Россия может получить несколько миллионов человек креативных людей разного возраста. Это непременно станет источником формирования как кадрового резерва управленческих кадров, так и неиссякаемым резервом для идей по глубокой модернизации экономики страны.

Сложность применения и внедрения механизмов краудсорсинга обусловлена не столько техническими, сколько методологическими и человеческими факторами. К ним можно отнести:

1. Добровольность и самоинициативность при работе над решением задачи,

2. Работоспособный и высокоэффективный механизм фильтрации и селекции решений участников, а также отбора и формирования народного экспертного сообщества.

В современном российском бизнесе феномен краудсорсинга превращается в ведущий тренд. Среди пока еще малочисленного опыта для нас наиболее примечателен опыт Сбербанка России совместно с проектом Witology (инвесторы «Группа ОНЭКСИМ» и «Группа Спутник»). Сбербанку, как оказалось, удалось избавиться от большинства недостатков краудсорсинга благодаря технологии синтеллектуального краудсорсинга, созданной компанией Witology и построенной на синергии интеллектуальных уровней участников [2]. Задача синтеллектуального краудсорсинга - найти множество лучших идей и их обладателей, людей.

Краудсорсинг в обычном понимании направлен на вычленение одной идеи из многих. Сделать это можно, в частности, за счет применения системы рейтингов участников подобных проектов, а также специальных методик, которые позволят идеям проходить ряд эволюционных этапов видоизменений и отбора (за счет оценок идеи ее сторонниками, противниками, конкурирующими группами участников и экспертами). Новый метод работы с пользователями позволит резко повысить КПД работы сообществ и при этом избежать риска пропуска ценной идеи в информационном потоке.

Феномен «мудрой толпы» раскрывает перед системой государственного и муниципального управления заманчивые перспективы, и от них нельзя отказаться. Подчеркнем, что краудсорсинг как технология все еще находится в начале своего становления, поэтому организация, которая будет в состоянии эффективно использовать его мощь, без сомнения сможет занять наиболее конкурентную позицию в своем секторе.

Оценим количественно готовность информационной инфраструктуры к подобным проектам на государственном уровне на основе данных информационного бюллетеня компании «ЯНДЕКС» о развитии Интернета в регионах России по состоянию на весну 2012 года. Надо для этого провести комплексный анализ как современного состояния, так и рассчитать тренды, на основе которых можно произвести оценку емкости использования ресурса краудсорсинга [3].

Таблица 1. Проникновение Интернета в России (без учета столицы) и отдельно в Москве, в %.

  III кв. 2007 II кв. 2008 III кв. 2008 II кв. 2009 III кв. 2009 II кв. 2010 III кв. 2010 II кв. 2011 III кв. 2011 II кв. 2012
Россия без Москвы                    
Москва                    

Данные таблицы 1 показывают высокую динамику проникновения Интернета в России. Так в настоящее времени более половины населения России имеет доступ к Интернету, что говорит о высоких возможностях развития информационных технологий на основе уже существующей инфраструктуры. Высокие показатели Московского региона вполне ожидаемы, однако налицо замедление роста, что является видимым критерием насыщенности рынка. Дальнейшее увеличение доли Интернет-пользователей в Москве будет происходить уменьшающимися темпами, в то время как в России рост продолжится, о чем свидетельствуют линии тренда на рис. 4.

Рис. 4. Уровень проникновение Интернета в России с учетом тренда.

При детальном рассмотрении проникновения Интернета по населенным пунктам (рис. 5) можно проследить, что до сих пор существуют проблемы в малых населенных пунктах, где уровень показателя не превышает 50 %. Однако высокие темпы роста подобного показателя в средних и малых городах, а также сельских поселениях свидетельствуют, что при сохранении темпов роста разрыв между мегаполисами и малыми городами и селами минимизируется уже к 2018 – 2020 году.

Указанные исследования позволяют сделать вывод о высокой емкости рынка применения современных информационных технологий и в частности краудсорсинга. При плотном развитии данных технологий, уже на начальном этапе в процессе применения краудсорсинга в государственном и муниципальном управлении могут быть вовлечены миллионы людей.

Рис.5. Проникновение Интернета в насленных пунктах РФ.

Оценить уровень потенциальной вовлеченности граждан в процесс принятия решений и контроля в области государственного и муниципального управления, посредством технологии краудсорсинга, используя инфраструктуру сети Интернет, помогут данные таблицы 2.

Таблица 2. Сводная таблица показателей развития Интернета по округам, в %.

Федеральные округа Проникновение Интернета Прирост за год Развитие региональных ресурсов Прирост за год Охват социальных сетей Прирост за год
    D     D     D
Центральный             91,2 93,2  
Северо-Западный             92,7   3,3
Южный             91,2 95,4 4,2
Приволжский           -1 92,8 94,9 2,1
Уральский             92,6 95,9 3,3
Сибирский             92,2 95,5 3,3
Дальневосточный       0,5   4,5   93,6 5,6
В среднем по округам             91,9 94,9  
 
Москва           -1 88,8 90,4 1,6
Санкт-Петербург             93,7 94,7  

Как видно из таблицы 2, даже по условно отстающим округам показатели проникновения Интернета, развитие региональных ресурсов и охват социальных сетей, и, что более важно, их динамика, внушают оптимизм. По самым скромным оценкам с использованием уже существующей информационной инфраструктуры в процесс управления территориями и принятия политических решений могут быть вовлечены миллионы российских граждан, что способно создать мощный синергетический эффект.

В современном мире сохранение устойчивого развития социально-экономической системы – залог существования государства. Применение технологий краудсорсинга в процессе управления государством становится основой высоких темпов подобного развития. На первых этапах целесообразно провести эксперимент по отработке методики ее применения в отдельном субъекте РФ. Может быть - для начала в ряде крупных городов, Существующая информационная база уже позволяет максимально оперативно, в течение нескольких лет, реализовывать подобные проекты. Однако для их запуска необходима политическая воля, как на государственном, так и на местном уровне.

Список литературы.

1. Ильин А.С. Краудсорсинг как инструмент модернизации государственного и муниципальногоуправления https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=35&ved=0CDQQFjAEOB5qFQoTCLaQ-u_3tsgCFQQWLAod8VAFkA&url= http%3A%2F%2Fukros.ru%2Fwp-content%2Fupload

2. Хау Дж. Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.

3. Греф Г.О. Эффективность российской власти и модернизация // Ведомости. – М., 2012. - 13 апреля. - http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1631600/effektivnost_vlasti.

4. Информационный бюллетень о развитии Интернета в регионах России компании Яндекс. - http://company.yandex.ru/researches/reports/internet_regions_2012.xml.

5. Doing Business 2012: Doing Business in a More Transparent World. –http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2012.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: