Научная индукция: соединенный метод сходства и различия

По методу различия (метод нахождения различного в сложном т.к. сравниваемые случаи совпадают по многим свойствам) сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными. Схема рассуждения: ABCM вызывает d; ABC не вызывает d / По-видимому, М является причиной d.

Познавательные предпосылки для вывода:

1. Требуется общее знание предшествующих обстоятельств, каждое из которых может быть причиной исследуемого явления (дизъюнктивное множество: АВСМ могут причиной d).

2. Из членов дизъюнкции следует исключить обстоятельства, не удовлетворяющие условию достаточности для исследуемого явления (отрицательное суждение: ни А, ни В, ни С не являются причиной d). Чем не могло быть вызвано исследуемое явление.

3. Среди множества возможных причин остается единственное обстоятельство, которое рассматривается в качестве действительной причины. Логический механизм в форме разделительно-категорического умозаключения: АВСМ, А,В,С / По-видимому, М. Достоверное заключение м.б. только, когда все предшествующие обстоятельства точно известны – закрытое множество, таким образом, выводы дают лишь проблематичные заключения, при этом полностью не исключается взаимодействие обстоятельства М с другими обстоятельствами.

Соединительный метод сходства и различия – обнаружение как сходного в различном, так и различного в сходном. Вероятность заключения здесь значительно возрастает: АВС вызывает d; MFB вызывает d; MBC вызывает d; AC не вызывает d; MF не вызывает d; MC не вызывает d /По-видимому, В является причиной d.

Понятие о модальности суждений. Виды модальности. Деонтическая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: