Московская финансово-промышленная академия
Кафедра Политологии
Ивлева М.И.
Чернышева Е.Н.
Интернет-курс
По дисциплине
«Логика»
Москва
Содержание
Информация об авторах
Аннотация
Тема 1. Предмет логики
Вопрос 1. Основные этапы становления логики.
Вопрос 2. Предмет логики.
Вопрос 3. Логика и мышление.
Вопрос 4. Значение логики.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
Тема 2. Логический анализ языка
Вопрос 1. Язык как знаковая система.
Вопрос 2. Естественные и искусственные языки.
Вопрос 3. Язык логики высказываний.
Вопрос 4. Основные законы формальной логики.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
Тема 3. Понятие
Вопрос 1. Учение о понятии.
Вопрос 2. Виды понятий и отношения между ними.
Вопрос 3. Операции с объемами понятия.
Вопрос 4. Деление понятий.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
|
|
Тема 4. Определение
Вопрос 1. Определение и сходные с ним приемы.
Вопрос 2. Явные и неявные определения.
Вопрос 3. Реальные и номинальные определения.
Вопрос 4. Правила определения.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
Тема 5. Суждение
Вопрос 1. Простые суждения: атрибутивные суждения и суждения об отношениях.
Вопрос 2. Сложные суждения и их виды.
Вопрос 3. Отрицание суждения.
Вопрос 4. Отношения между суждениями.
Вопрос 5. Вопросно-ответные ситуации.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
Тема 6. Дедуктивные умозаключения
Вопрос 1. Дедуктивные выводы логики высказываний.
Вопрос 2. Непосредственные умозаключения.
Вопрос 3. Категорический силлогизм.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
Тема 7. Индуктивные умозаключения
Вопрос 1. Обобщающая индукция и ее виды.
Вопрос 2. Обратная дедукция как разновидность индуктивного умозаключения.
Вопрос 3. Методы установления причинных связей между явлениями.
Вопрос 4. Умозаключения по аналогии.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
Тема 8. Логические основы аргументации и критики
Вопрос 1. Аргументация и доказательство как методы обоснования утверждений.
Вопрос 2. Критика и опровержение.
Вопрос 3. Правила, используемые в аргументативных процессах.
Для изучения темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Выполните следующие упражнения:
Информация об авторах
Ивлева Марина Ивановна -выпускница Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова (1987 г.), кандидат философских наук (1995 г.), доцент (2000 г.). Автор 56 научных и учебно-методических работ общим объемом в 89,9 печатных листов.
|
|
Опубликовала монографию «Спиритуалистическая традиция в университетской философии в России в конце XIX – начале XX веков» в 2004 году.
Неоднократно принимала участие в научных конференциях: III Российском философском конгрессе в 2002 году, международных научно-практических конференциях РЭА, МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ, международных Плехановских чтениях - Российская экономическая Академия им. Г.В.Плеханова, – тезисы и выступления.
Среди опубликованных статей: «О понятии бытия в философии Е.А.Боброва» - «История философии», № 4, 1999 г., «Из истории спиритуалистической философии в России» - «Вестник РЭА имени Г.В.Плеханова», № 3, 2007 г.; «Спиритуалистическая концепция нравственности: этика Л.Лопатина» - «Социально-экономические и правовые исследования», № 1, 2007, Минск, Республика Беларусь.
Как ученый специализируется в области истории русской философии конца XIX – начала XX вв. Является автором ряда учебных пособий: учебное пособие «Курс лекций по философии» на английском языке в двух частях в 2002 – 2004 гг., Философия. Учебно-практическое пособие (М., МЭСИ) в 2000 году, учебно-методическое пособие по философии для студентов дистанционной формы обучения РЭА имени Г.В.Плеханова в 2002 году(в соавторстве), учебник «Философия» в 2004 году (в соавторстве), составителем хрестоматию по социологии на английском языке в 2003 году. В 2007 г. в издательстве «Маркет ДС» с грифом УМО издано учебное пособие «Логика».
Читает студентам курсы лекций по философии, логике, этике бизнеса.
Чернышева Елена Николаевна (tchernel@mail.ru) – выпускница философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова 1994 г., кандидат философских наук (2003 г.), доцент (звание присвоено в 2008 г.) кафедры политологии Московской финансово-промышленной академии. С 2002 г. также преподает на кафедре общественных наук и страноведения России Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина.
Является автором порядка 15 работ, среди которых научные статьи, учебники по страноведению и логике, учебно-методические комплексы. За последние годы были опубликованы глава «Народное образование» в учебном пособии «Россия на рубеже XX – XXI веков», статья «Особенности преподавания дисциплины «Россия в глобализирующемся мире»» в сборнике научных статей «Россия: история и современность», учебное пособие для иностранных слушателей подготовительного отделения по курсу «Страноведение России», учебное пособие для аспирантов и соискателей МФПА по философии науки. Читает для студентов курсы по философии, логике, а также для аспирантов и соискателей по курс философии науки.
Постоянно участвует в международных и научно-практических конференциях. В 2003 году принимала участие в Международной конференции, проводимой на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «XXI век: на пути к единому человечеству?». В сентябре 2007 года был опубликован доклад «Социокультурные аспекты межкультурной коммуникации» в сборнике «Язык, сознание, личность», подготовленного в рамках XIконгресса Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
Как ученый специализируется на проблемах социальной философии, в том числе связанных с философским осмыслением процессов глобализации, межкультурной коммуникации. Проводит занятия с бакалаврами в рамках спецкурса «Россия в глобализирующемся мире». В центре научных интересов разработка актуальных проблем, связанных с местом и ролью национальных государств, в том числе и российского государства, в глобальном мировом сообществе.
|
|
Аннотация
Уважаемые студенты!
Мы с вами начинаем изучение такой важной в социально-гуманитарном блоке дисциплин науки, как формальная логика. Изучение логики в последние годы становится необходимым и важным компонентом социально-гуманитарного образования, в том числе экономического и юридического. Повышение значимости логики как фундаментальной учебной дисциплины, с одной стороны, связано с успехами в создании и применении новых информационных технологий в самых разных, в том числе и социально-гуманитарных областях научного познания. Формирующаяся на наших глазах информационная цивилизация требует несравненно более высокой, чем прежде, логической культуры.
С другой стороны, в социально-гуманитарном образовании при подготовке будущих экономистов, юристов, предпринимателей одной из главных задач является повышение общего уровня культуры мышления и речи. Решение этой задачи тесно связано формированием и развитием эффективного логико-методологического аппарата, являющегося необходимым условием любого вида деятельности как практической, так и теоретической.
Предметом данной дисциплины является логика как наука о формах и закономерностях правильного мышления. Изучение логики в последние годы становится необходимым и важным компонентом и гуманитарного, и экономического образования.
В социально-гуманитарном образовании одна из основных задач – это задача повышения уровня культуры мышления и речи. Ее решение связано с формированием высокого уровня логической культуры, что является необходимым условием любого вида деятельности, в том числе и профессиональной. Логика – это единственная наука, которая непосредственно контролирует и структурирует интеллектуальную деятельность как таковую.
Данная дисциплина позволит раскрыть содержание логической культуры современного человека, даст практические навыки логического анализа текстов, а также публичного выступления, познакомит студентов с правилами ведения диалога, в том числе и полемики. Поэтому в данной программе курса логики основное внимание уделяется проблемам традиционной логики, таким темам, как «Язык как знаковая система», «Имена», «Аргументация и доказательство», «Логическая характеристика вопросов». Однако рассматриваются и основные положения символической (или математической) логики, которая занимается изучением абстрактных логических структур. Такой подход позволит выполнить требования государственного образовательного стандарта в полном объеме.
|
|
Логика, понимаемая как наука о мышлении тесно взаимосвязана с философией и психологией. Внимание логики к слову, речи, тексту связывает ее с риторикой. Изучение этих дисциплин в комплексе способствует выработке у студентов цельности мировоззрения, создает представление о мыслительном процессе, помогает грамотно формулировать свои мысли, аргументировано обосновывать высказанные утверждения. С этой точки зрения, логика является пропедевтикой любой научной дисциплины.
Специфика подготовки экономистов, специалистов в области финансов, юристов предполагает углубленное изучение как экономических дисциплин, так и правоведения, политологии, конфликтологии и т.д. Повышение качества такой подготовки требует освоения фундаментальных принципов формальной логики и умения применять эти принципы на практике.
Знание основ логики позволит будущим юристам, экономистам грамотно строить свою профессиональную речь и работать с документацией, видеть противоречия в высказываниях оппонентов и аргументировано отстаивать свои позиции, эффективно планировать свою профессиональную деятельность.
Изучив этот курс, студент получит полноценные знания:
1. о предмете логики и ее основных методологических принципах, о логических законах и логической форме мысли;
2. об основных характеристиках понятия, о видах понятий, отношениях между понятиями по их логическим объемам, об операциях с понятиями;
3. о суждениях, видах простых суждений, об отношениях между простыми суждениями, а также о видах и структуре вопроса, об основных особенностях ответов;
4. о структуре и видах сложных суждений, о табличном определении истинности сложных суждений;
5. о видах дедуктивного умозаключения и структуре простого категорического силлогизма, о правилах силлогизма;
6. о видах индукции: полная индукция, популярная индукция, статистическая индукция, научная индукция, обратная дедукция, обобщающая индукция;
7. об аналогии и ее функциях в познавательном процессе, о методах установления причинных связей;
8. о структуре доказательства и правилах по отношению к элементам доказательства, о видах доказательства и полемики;
9. об основных формах развития научного знания – о проблеме, гипотезе и теории, а также о способах опровержения и доказательства гипотез, об объясняющей и прогностической функциях теории.