Информация об авторах

Московская финансово-промышленная академия

Кафедра Политологии

Ивлева М.И.

Чернышева Е.Н.

Интернет-курс

По дисциплине

«Логика»

Москва


Содержание

Информация об авторах

Аннотация

Тема 1. Предмет логики

Вопрос 1. Основные этапы становления логики.

Вопрос 2. Предмет логики.

Вопрос 3. Логика и мышление.

Вопрос 4. Значение логики.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:

Тема 2. Логический анализ языка

Вопрос 1. Язык как знаковая система.

Вопрос 2. Естественные и искусственные языки.

Вопрос 3. Язык логики высказываний.

Вопрос 4. Основные законы формальной логики.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:

Тема 3. Понятие

Вопрос 1. Учение о понятии.

Вопрос 2. Виды понятий и отношения между ними.

Вопрос 3. Операции с объемами понятия.

Вопрос 4. Деление понятий.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:

Тема 4. Определение

Вопрос 1. Определение и сходные с ним приемы.

Вопрос 2. Явные и неявные определения.

Вопрос 3. Реальные и номинальные определения.

Вопрос 4. Правила определения.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:

Тема 5. Суждение

Вопрос 1. Простые суждения: атрибутивные суждения и суждения об отношениях.

Вопрос 2. Сложные суждения и их виды.

Вопрос 3. Отрицание суждения.

Вопрос 4. Отношения между суждениями.

Вопрос 5. Вопросно-ответные ситуации.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:

Тема 6. Дедуктивные умозаключения

Вопрос 1. Дедуктивные выводы логики высказываний.

Вопрос 2. Непосредственные умозаключения.

Вопрос 3. Категорический силлогизм.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:

Тема 7. Индуктивные умозаключения

Вопрос 1. Обобщающая индукция и ее виды.

Вопрос 2. Обратная дедукция как разновидность индуктивного умозаключения.

Вопрос 3. Методы установления причинных связей между явлениями.

Вопрос 4. Умозаключения по аналогии.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:

Тема 8. Логические основы аргументации и критики

Вопрос 1. Аргументация и доказательство как методы обоснования утверждений.

Вопрос 2. Критика и опровержение.

Вопрос 3. Правила, используемые в аргументативных процессах.

Для изучения темы:

Ответьте на следующие вопросы:

Выполните следующие упражнения:


Информация об авторах

Ивлева Марина Ивановна -выпускница Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова (1987 г.), кандидат философских наук (1995 г.), доцент (2000 г.). Автор 56 научных и учебно-методических работ общим объемом в 89,9 печатных листов.

Опубликовала монографию «Спиритуалистическая традиция в университетской философии в России в конце XIX – начале XX веков» в 2004 году.

Неоднократно принимала участие в научных конференциях: III Российском философском конгрессе в 2002 году, международных научно-практических конференциях РЭА, МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ, международных Плехановских чтениях - Российская экономическая Академия им. Г.В.Плеханова, – тезисы и выступления.

Среди опубликованных статей: «О понятии бытия в философии Е.А.Боброва» - «История философии», № 4, 1999 г., «Из истории спиритуалистической философии в России» - «Вестник РЭА имени Г.В.Плеханова», № 3, 2007 г.; «Спиритуалистическая концепция нравственности: этика Л.Лопатина» - «Социально-экономические и правовые исследования», № 1, 2007, Минск, Республика Беларусь.

Как ученый специализируется в области истории русской философии конца XIX – начала XX вв. Является автором ряда учебных пособий: учебное пособие «Курс лекций по философии» на английском языке в двух частях в 2002 – 2004 гг., Философия. Учебно-практическое пособие (М., МЭСИ) в 2000 году, учебно-методическое пособие по философии для студентов дистанционной формы обучения РЭА имени Г.В.Плеханова в 2002 году(в соавторстве), учебник «Философия» в 2004 году (в соавторстве), составителем хрестоматию по социологии на английском языке в 2003 году. В 2007 г. в издательстве «Маркет ДС» с грифом УМО издано учебное пособие «Логика».

Читает студентам курсы лекций по философии, логике, этике бизнеса.

Чернышева Елена Николаевна (tchernel@mail.ru) выпускница философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова 1994 г., кандидат философских наук (2003 г.), доцент (звание присвоено в 2008 г.) кафедры политологии Московской финансово-промышленной академии. С 2002 г. также преподает на кафедре общественных наук и страноведения России Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина.

Является автором порядка 15 работ, среди которых научные статьи, учебники по страноведению и логике, учебно-методические комплексы. За последние годы были опубликованы глава «Народное образование» в учебном пособии «Россия на рубеже XX – XXI веков», статья «Особенности преподавания дисциплины «Россия в глобализирующемся мире»» в сборнике научных статей «Россия: история и современность», учебное пособие для иностранных слушателей подготовительного отделения по курсу «Страноведение России», учебное пособие для аспирантов и соискателей МФПА по философии науки. Читает для студентов курсы по философии, логике, а также для аспирантов и соискателей по курс философии науки.

Постоянно участвует в международных и научно-практических конференциях. В 2003 году принимала участие в Международной конференции, проводимой на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «XXI век: на пути к единому человечеству?». В сентябре 2007 года был опубликован доклад «Социокультурные аспекты межкультурной коммуникации» в сборнике «Язык, сознание, личность», подготовленного в рамках XIконгресса Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

Как ученый специализируется на проблемах социальной философии, в том числе связанных с философским осмыслением процессов глобализации, межкультурной коммуникации. Проводит занятия с бакалаврами в рамках спецкурса «Россия в глобализирующемся мире». В центре научных интересов разработка актуальных проблем, связанных с местом и ролью национальных государств, в том числе и российского государства, в глобальном мировом сообществе.

Аннотация

Уважаемые студенты!

Мы с вами начинаем изучение такой важной в социально-гуманитарном блоке дисциплин науки, как формальная логика. Изучение логики в последние годы становится необходимым и важным компонентом социально-гуманитарного образования, в том числе экономического и юридического. Повышение значимости логики как фундаментальной учебной дисциплины, с одной стороны, связано с успехами в создании и применении новых информационных технологий в самых разных, в том числе и социально-гуманитарных областях научного познания. Формирующаяся на наших глазах информационная цивилизация требует несравненно более высокой, чем прежде, логической культуры.

С другой стороны, в социально-гуманитарном образовании при подготовке будущих экономистов, юристов, предпринимателей одной из главных задач является повышение общего уровня культуры мышления и речи. Решение этой задачи тесно связано формированием и развитием эффективного логико-методологического аппарата, являющегося необходимым условием любого вида деятельности как практической, так и теоретической.

Предметом данной дисциплины является логика как наука о формах и закономерностях правильного мышления. Изучение логики в последние годы становится необходимым и важным компонентом и гуманитарного, и экономического образования.

В социально-гуманитарном образовании одна из основных задач – это задача повышения уровня культуры мышления и речи. Ее решение связано с формированием высокого уровня логической культуры, что является необходимым условием любого вида деятельности, в том числе и профессиональной. Логика – это единственная наука, которая непосредственно контролирует и структурирует интеллектуальную деятельность как таковую.

Данная дисциплина позволит раскрыть содержание логической культуры современного человека, даст практические навыки логического анализа текстов, а также публичного выступления, познакомит студентов с правилами ведения диалога, в том числе и полемики. Поэтому в данной программе курса логики основное внимание уделяется проблемам традиционной логики, таким темам, как «Язык как знаковая система», «Имена», «Аргументация и доказательство», «Логическая характеристика вопросов». Однако рассматриваются и основные положения символической (или математической) логики, которая занимается изучением абстрактных логических структур. Такой подход позволит выполнить требования государственного образовательного стандарта в полном объеме.

Логика, понимаемая как наука о мышлении тесно взаимосвязана с философией и психологией. Внимание логики к слову, речи, тексту связывает ее с риторикой. Изучение этих дисциплин в комплексе способствует выработке у студентов цельности мировоззрения, создает представление о мыслительном процессе, помогает грамотно формулировать свои мысли, аргументировано обосновывать высказанные утверждения. С этой точки зрения, логика является пропедевтикой любой научной дисциплины.

Специфика подготовки экономистов, специалистов в области финансов, юристов предполагает углубленное изучение как экономических дисциплин, так и правоведения, политологии, конфликтологии и т.д. Повышение качества такой подготовки требует освоения фундаментальных принципов формальной логики и умения применять эти принципы на практике.

Знание основ логики позволит будущим юристам, экономистам грамотно строить свою профессиональную речь и работать с документацией, видеть противоречия в высказываниях оппонентов и аргументировано отстаивать свои позиции, эффективно планировать свою профессиональную деятельность.

Изучив этот курс, студент получит полноценные знания:

1. о предмете логики и ее основных методологических принципах, о логических законах и логической форме мысли;

2. об основных характеристиках понятия, о видах понятий, отношениях между понятиями по их логическим объемам, об операциях с понятиями;

3. о суждениях, видах простых суждений, об отношениях между простыми суждениями, а также о видах и структуре вопроса, об основных особенностях ответов;

4. о структуре и видах сложных суждений, о табличном определении истинности сложных суждений;

5. о видах дедуктивного умозаключения и структуре простого категорического силлогизма, о правилах силлогизма;

6. о видах индукции: полная индукция, популярная индукция, статистическая индукция, научная индукция, обратная дедукция, обобщающая индукция;

7. об аналогии и ее функциях в познавательном процессе, о методах установления причинных связей;

8. о структуре доказательства и правилах по отношению к элементам доказательства, о видах доказательства и полемики;

9. об основных формах развития научного знания – о проблеме, гипотезе и теории, а также о способах опровержения и доказательства гипотез, об объясняющей и прогностической функциях теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: