Считается, что управление - это искусство строить отношения. Д. МакГрегор разделил две формы этого искусства, с соответствующими теориями. Одна из них базируется на взглядах Тейлора, ее Д. МакГрегор назвал «теорией X», другая на взглядах Мэйо - «Теория У». По сути, теория мотивации Д. МакГрегора содержит две противоположные теории, поэтому ее называют двухфакторной. Ортодоксальная «теория X», или как ее называют «метод кнута и пряника», в цивилизованных странах перестает срабатывать даже применительно к работникам физического труда. Сегодня множество западных компаний и США придерживаются «теории У».
В существующей литературе по менеджменту также описана «Теория Z», которую создал, опираясь на теорию Д. МакГрегора, японец У. Оучи. По этой теории каждый работник имеет свободы и работает самостоятельно, без надзора. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей. Именно этим, по мнению У. Оучи, объясняется высокий уровень коллективизма, лояльности и производительности в японских компаниях.
|
|
Основные положения теорий X, У и Z.
Теория X:
1. Людям свойственно враждебное чувство неприязни к работе; она не выступает для них мотиватором и если можно, они стараются ее избежать.
2. Людей необходимо принуждать к работе и контролировать их, в том числе - держать под угрозой наказания.
3. Людям стремление ответственности желание, чтобы руководили присуще избежать и им.
4. Люди мотивируются, в основном, экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду.
5. Люди исходно пассивны, и их нужно стимулировать, заставлять работать.
Теория У:
1. Людям изначально присуща потребность реализовывать умственные и физические усилия для выполнения какой - либо работы.
2. Контроль и угроза - не единственные средства мобилизации усилий. Человеку свойствен также и самоконтроль, и саморуководство.
3. Цели деятельности, а не только вознаграждение мотивируют работу людей.
4. Человеку свойственна потребность в ответственности и инициативе.
5. Само содержание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности.
6. Люди в основном мотивируются социальными потребностями и стремятся проявлять свою индивидуальность.
Теория Z:
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
2. Создание атмосферы корпоративной общности, преданности фирме.
3. Необходимость постоянного внимания руководства к исполнителям.
4. Гласность внутрифирменной информации, общность целей и ценностей руководства и рядовых работников.
5. Создание атмосферы общей ответственности.
6. Предоставление возможно большей свободы в выборе средств работы; создание «духа доверия» работнику.
7. Особое внимание к социальным контактам исполнителей по «горизонтали», т.е. к неформальным связям.