Между ториамч крышки средней опоры и кспенчашм наюм уст- ношены дна упорных сталеатюми- НИСНЫХ ПОЛУКОТЬЦа |
ра На наружной ии1индршко| поверхности вкладышей ви^ц цифры, указывающие ремонту размер (см. с 242, ♦ Приложена 2. Устанавливаем в проточю» ^ стели третьего коренного подц^ ника упорные палу кольца мк^ ками к коленчатому валу. внимание! При установка полуколец канавки А должны быть щ. правлены а сторону колену того вала, а замок Б зафщ сироваться а канавкшх j крышки. |
Предупрежден не I При выполнении следующей операции помечаем расположение снимаемых деталей. 15 Торцовым ключом на 19 мм отворачиваем гаики крепления остальных крышек ко^нных под- ii.циников коленчатого вала и снимаем крышки с вкладышами It». Вынимаем коленчатый ват из блока цилиндров. |
1. Промываем коленчатый вол в керосине и продуваем сжатых» воз- дулом его внутренние полости. I'маяв маслом для двигателя, устанавливаем новые вкладыши коренных подшипников коленчатого вала номинального иди ремонтного ра$ме
|
|
7. Устанавливаем поддон картера двигателя (см. с. 58, «Поддон картера двигателя - снятие и установка»).
8 Устанавливаем на блок цилиндров заднюю крышку с сальником (см. с. 62, «Задний сальник коленчатого вала - замена»).
9. Установка остальных снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
10. Регулируем натяжение цепи (см. с. 53, «Цепь привода газораспределительного механизма регулировка натяжения и замена).
11. Регулируем натяжение ремни привода генератора (см с. 180, •Ремень привода генератора - регулировка натяжения и замена»)
12. Проверяем и при необходимости корректируем угол опережении зажигания (см. с. 194, «Момент зажигания - проверка и регулировка»).
8.1 26
________ ПОРШНИ И ГИЛЬЗЫ
ЦИЛИНДРОВ - ЗАМЕНА
Снятие
I Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. с 21, «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Снимаем двигатель (см. с. 61, «Двигатель - снятие и установка»).
3. Снимаем поддон картера двигателя (см. с. 58. «Поддон картера двигателя - снятие и установка»),
4. Перед снятием шатунов проверяем осевой зазор между шатунами и коленчатым валом и сравниваем полученные данные с данными завода - изготовителя (см. с, 242, «Приложения»), Если зазор превышает максимально допустимый. шатуны необходимо заменить (см. ниже).
Предупреждение!
При выполнении следующей операции помечаем рас по- ложение снимаемых деталей.
5. Отворачиваем гайки крышек шатунов (не снимая коленчатого вала), снимаем крышки с вкладышами и вынимаем их из крышек шатунов (см. с. 63, «Коленчатый вал — снятие и установка»).
6. Помечаем положение гильз относительно блока и их порядковый номер (отсчет от носка колен
|
|
чатого вала). Номера цилиндров помечаем на днищах поршней.
7. Со стороны коленчатого вала ручкой маютка или другим подходящим инструментом выталкиваем из отверстия блока цилиндров гильзу с поршнем и шатуном
8. Снимаем прокладкч гильзы цилиндра.
Я. Извлекаем из нижней части гильзы поршень с шатуном.
10. Отверткой с узким лезвием извлекаем из канавок поршня дм стопорных кольца, удерживающих поршневой палец.
11. Снимаем с поршня два компрессионных и одно маслосъемиос
кольцо.
Внимание!
При последующей установке нижнее компрессионное
кольцо устанавливается феской вниз.
12. Помешаем поршень на три - четыре минуты в воду, нагретую до температуры 60—70 ЛС.
13. Через оправку выпрессовы- ваем палец из бобышек поршня.
Аналогично вьшрессовывлем пальцы из остальных поршней.
Перед установкой необходимо подобрать детали шатунно-поршневой группы.
Подбор деталей шагунио - поршневой группы
1. Подбираем поршень к гильзе цилиндра. Расчетный за юр между гильзой цилиндра и поршнем для новых двигателей составляет 0.06- 0.08 мм Он определяется замером диаметров гильз цилиндров и поршней. Зазор обеспечивается установкой поршней того же класса. что и 13»льзы. Максимально допустимый зазор - 0,17 мм. Диаметр поршня измеряем в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 11 мм от нижней кромки юбки поршня По наружному диаметру поршни изготавливаются пяти классов (А. Б. В. Г. и Д) через 0,01 мм. а по диаметру отверстия под поршневой палец - четырех категорий через 0,0025 мм. Каждая категория имеет свое цветовое обозначение (см с 242, «Приложения») Маркировка у поршней наносится на нижней поверхности одной из бобышек. \ поршневых пальцев на внутренней поверхности с одной стороны, у шатуна - окало верхней головки. Для сохранения уравновешенности двигателя поршни подбираются к гильзам по весх и
сортируктя на четыре «руппы!, 2, 3 и 4. Поршни установленные на твшатель должны иметь одну и ту же весовую группу На днише поршня выбита стрелка V направленная при установке поршня к передней части двигателя и номера ра»мсрной b и несон* >и В групп поршня
Клеймения на днище поршня:
А стрелка; Б номер размерной группы; В номер весовой группы
Диаметр гитьзы цилиндра измеряем нутромером в двух поясах, как н продольном, гак и в поперечном направлении двигателя. Результаты сравниваем с данными завода - изготовителя.
Бели стенки гильзы имеют сильный износ и величина овальности или конусности превышает предельно допустимую, гильзу необходимо заменить.
При установке новой гильзы с прокладкой проверяем величину выступания торца гильзы над блоком цилиндров, которая должна быть в пределах 0.01-0.08 мм. При необходимости подбираем прокладки необходимой толщины.
Проверку выполняем с помощью шупа, прижимая гильзу к блоку с усилием 50-70 Н <5-7 кгс). Посте проверки вынимаем гильзу из блока цилиндров для установки в нее шатунно-поршневой группы
2 Поршневой n&ieu. принадлежащий к одной из четырех размерных групп, подбираем при сборке к поршню и втулке шатуна той же группы. При номинальном зазоре между втулкой шатуна и поршневым пальцем, смазанным маслом для двигателя, поршневой палец должен плотно входить во втулку от усилия большого палыш руки.
Группы поршневых пальцев указываются цветной меткой: голубая - первая группа, зеленая - вторая. коричневая - третья и розовая - четвертая.
3. Проверяем зазор между канавками и поршневыми кольцами. Зазоры должны соответствовать величинам, приведенным в таблице (см. с. 242, «Приложения»). Увеличенный зазор приводит к более быстрому износу плоскостей контакта канавок и колец.
|
|
Сборка шатунно-поршневой группы
Внимание!
Отверстие в поршне для поршневого пальца смещено. При сборке поршня с шатуном и установке на коленчатый вал необходимо, чтобы направление стрелки на днище поршня совпадало с выступом А шатуна и
прорезью Б на крышку, также были обращены йн^ ку коленчатого вала.
На шатуне и крышке клейке* ем нанесен номер цилиндра, ц. торый они устанавливаются.
1. Устанавливаем в канавку по;, шня стопорное кольцо и зажимая шатун в тисках. Нагреваем порше; в емкости с водой до темпераг.; 70 °С, вставляем в него шатун i пока поршень не остыл, запрессовываем (оправкой подходяще; размера или старым поршневь* пальцем) в поршень палец до упор в стопорное кольцо. Устанаэда см второе стопорное кольцо. Про веряем правильность сборки шг- тунно-поршневой группы. При& клоне шатуна на небольшой р днише поршня должно опустим под собственным весом.
2. Проверяем зазоры в зами поршневых колец. Перед провс кой укладываем кольца рядом с гнь зами цилиндров, в которые ониб* дут устанавливаться. Вставляем щ хнее кольцо в гильзу первого о линдра на расстоянии 10-20 мня ее торца. Подбираем шупа ми раз личной толщины величину заэор. в замке и сравниваем с данных» завода-изготовителя (см. с. 11 «Приложения»). Если зазор мь увеличиваем его путем подпал вания концов кольца надфиле* под прямым углом, снимая меш в направлении снаружи внутр» Аналогично проверяем зазорыi замках остальных колеи. Сма»
ваем поршневые кольца и канавки маслом для двигателя. Устанавливаем на поршень кольиа (начиная с маслосъемного) и ориентируем их замки под углом I201 относительно друг друга. Маслосъемное кольцо устанавливается в любом положении. Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой вниз, а верхнее — фаской вверх.
3. Сжимаем поршневые кольца специатьной оправкой и устанавливаем поршень в нижнюю часть гильзы цилиндра.
4. Устанавливаем в шатун вкладыш, предварительно смазав детали моторным маслом.
|
|
5. Устанавливаем на посадочное место гильзы уплотнмгсяьную прокладку. Если гильза цилиндра не менялась, то устанавливае м ее в блок вместе с поршнем и шатуном по ранее нанесенным меткам. При этом ориентируем поршень так. чтобы стрелка на его днише была направлена в сторону носка коленчатого вала. Аналогично устанавливаем остальные гильзы и фиксируем их от перемещения (см. с. 49. «Головка блока цилиндров — снятие и установка»).
6. Надеваем шатуны второго и третьего цилиндра на шейки коленчатого вала. По ранее нанесенным меткам устанавливаем крышки шатунов с вкладышами, предварительно смазав их и шейки коленчатого вала маслом для двигателя. Крышки затягиваем гайками в три приема до величины момента 55—65 Н м (5,5-6,5 кгс м). Повернув коленчатый вал на 180°. соединяем с коленчатым валом шатуны 1-го и 4-го цилиндров. Проверяем легкость вращения коленчатого вала в подшипниках.
7. Установка остальных снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
8. Заливаем в двигатель могорное масло (см с 46. «Масло • двигателе - замена»). 9 Регулируем натяжение цепи
(см с. 53, «Цепь привода газораспределительного механи ша - регулировка натяжения и замена).
10. Регулируем зазоры в клапанном механизме (см. с. 57, «Тепловые зазоры клапанов - регулировка).
11. Регулируем натяжение ремня привода генератора (см. с. 180, «Ремень привода генератора — ре гулировка натяжения и замена»).
12. Корректируем угол опережения зажигания (см с. 194, «Момент зажигания - проверка и регулировка»).
13. Заливаем в систему охлаждающую жидкость (см. с. 93. «Охлаждающая жидкость - замена»).
14. Запускаем двигатель и обкатываем его на холостом ходу в течение 20-30 минут, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до 2000 об/мин. Во время работы двигателя контролируем герметичность систем двигателя, давление масла, температуру охлаждающей жидкости. Если при работе двигателя обнаруживаются посторонние шумы, останавливаем двигатель для устранения причин их появления.
8.2. СИСТЕМА ПИТАНИЯ
Детали системы питания двигателя:
- шланг псямц топливного (а, |
1 топ; ивимй насос 2 — топливный фильтр. 3 — топливный шлаиг, 4 — корпус воздушного фильтра; 5 '•P/-JTO воздухе в фильтр/ю.;ий 7 - воэд/шиого фильтра 8 — приемная тру^га
8.2.1 |
9 угамтвля уровня топлива 10 — топливный 6а/ 11 — топливопровод; 12 — карбюратор
(IpHMruHMf Топливный фильтр установлен в качестве дополнительного оборудования