Предисловие

Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н.

Ж86 Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 320 с.

ISBN 978-5-7567-0510-2

Первое отечественное учебное пособие, где рассматривается полный цикл процедур командообразования: начиная со знакомства участников и комплектации команды, ее сыгровки, формирования общего видения и за­канчивая такими процессами, как работа с расколом в команде и выстраи­вание целостной системы командного менеджмента. Пособие подготовле­но сотрудниками кафедры социальной психологии факультета психоло­гии МГУ имени М. В. Ломоносова, практикующими консультантами, впервые адаптировавшими многие передовые зарубежные технологии к специфике отечественных организаций. Научный подход сочетается с увле­кательностью изложения материала. В издании имеются аннотирован­ный список литературы и обширный глоссарий.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Социальная психо­логия», «Организационная психология», «Управление персоналом».

УДК [316.6](075.8) ББК 88.5я73

ISBN 978-5-7567-0510-2 © ЗАО Издательство «Аспект Пресс»,

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspeetpress.ru


ПРЕДИСЛОВИЕ

Тема командообразования в настоящее время входит в качестве обязательной пктавляющей в различные образовательные программы, предназначенные для лиц, изучающих психологию, социологию, теорию и практику управления. В большинстве случаев она включается в модули таких дисциплин, как «Организационное поведе-мио», «Менеджмент», «Управление проектами», «Психология управления», «Органи-ищионная психология», «Управление кадрами». Кроме того, отдельные командообра-ижательные технологии осваиваются учащимися в ходе практических занятий (специ­альных практикумов). В последние годы наблюдается тенденция представления проблематики командообразования на уровне самостоятельных программ. Так, авто­ры данной книги вот уже несколько лет ведут спецкурс «Технологии командообразо-шшия» на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

При подготовке книги авторы опирались в первую очередь на преподавательскую деятельность, научные исследования и практическую работу. Преподавание осуществ­ляется членами авторского коллектива не только в МГУ, но и в других вузах, таких как |'У-ВШЭ, МСХА им. К. А. Тимирязева, АНХ при Правительстве РФ. Научная работа состоит из собственных исследований и руководства исследовательскими проектами студентов, аспирантов и стажеров факультета психологии МГУ и слушателей АНХ. Практическая составляющая включает консультирование организаций по вопросам создания и развития команд и проведение тренингов командообразования. Разумеет­ся, авторы не считают себя первопроходцами на командообразовательной стезе и охот­но используют мировой опыт, накопленный в этой области.

Командообразование является комплексной дисциплиной, ибо предполагает ис­пользование всех основных методов практической социальной психологии: диагнос­тики, тренинга и консультирования. Это требует различных профессиональных ка­честв, которые не могут быть достаточно хорошо развиты у одного, даже высококом­петентного индивида. Создавая книгу о командах, авторский коллектив вместе с тем сам представлял собой команду. Его члены дополняли и, если надо, заменяли друг друга не только в процессе подготовки пособия — они делают это и во всех перечис­ленных выше сферах деятельности: при выполнении командообразовательных проек­тов, проведении научных исследований, создании методических разработок и даже при чтении спецкурса и проведении спецпрактикума.

Введение, главы 1,5, 10 и заключение написаны Ю. М. Жуковым, главы 6, 7 и 9 — А. В. Журавлевым, главы 2, 3, 4 и 8 — Е. Н. Павловой. Для удобства работы с книгой основной учебный материал сопровожден методическим аппаратом.

Командообразование, как и многие другие области человеческой практики, изоби­лует общеупотребительными терминами, а также понятиями, которые зачастую произ­растают из здравого смысла и по своей сути являются метафорами. Освоить понятий­ную систему командообразования читателю поможет глоссарий. В начале каждой гла­вы приводится небольшой перечень ключевых понятий, выполняющий сигнальную функцию. Ориентируясь на него, можно легко определить, о чем идет речь в том или ином разделе пособия.

Неимоверно трудно объять необъятное. И хотя авторы старались не упустить ничего ценного из того, что накопилось в ходе научных исследований и практики командообразования, многое осталось за рамками книги. Чтобы в какой-то мере вос­полнить образовавшиеся пробелы, авторский коллектив подготовил аннотированный список основных работ по командообразованию, появившихся в последнее время, и надеется, что он послужит читателю надежным лоцманом в море книжной продукции.


Содержание книги в первую очередь отражает опыт авторов. В то же время нельзя не отметить неоценимый вклад коллег — преподавателей вузов, консультантов и трене­ров, которые с большим интересом отнеслись к этому проекту и приняли участие в обсуждении ранних вариантов рукописи. Прежде всего хотелось бы поблагодарить преподавателей факультета психологии МГУ профессора Донцова Александра Ивано­вича и доцента Ерофеева Александра Константиновича, доцента факультета психоло­гии ГУ-ВШЭ Михайлову Елену Витальевну, преподавателя Института психологии им. Л. С. Выготского Короткову Ярославу Александровну за ценные замечания и предложения по поводу тематики и стиля изложения в данном пособии. Реализация идей, изложенных в книге, происходила в тесном сотрудничестве с заказчиками — руководством и службами персонала государственных предприятий и коммерческих организаций, с которыми авторский коллектив осуществлял свою работу, а также со структурами государственной власти, продвигающими профессиональные кадровые технологии в системе государственного управления. В связи с этим необходимо отме­тить особую роль высших должностных лиц Республики Бурятия: ее президента Наго­вицына Вячеслава Владимировича, руководителя администрации Ковалева Александ­ра Николаевича и заместителя председателя правительства Лысцева Сергея Владими­ровича — в создании условий для осуществления разработанных авторами командообразовательных проектов.

Авторы выражают глубокую признательность своим заказчикам и коллегам, мно­гие из которых за годы совместных проектов стали партнерами и друзьями, особенно: Елене Аксеновой, Игорю Алексееву, Станиславу Алексееву, Олегу Алюкову, Дарье Бахолдиной, Леониду Башкееву, Марине Васильевой, Валерию Веневцеву, Светлане Грековой, Александру Гудиеву, Людмиле Дудоровой, Оксане Думновой, Борису Ере­мину, Сергею Ерошину, Ольге Жилкиной, Жану Загидуллину, Екатерине Зерновой, Людмиле Исковских, Ирене Йордевой, Юрию Киселеву, Владимиру Ковтуну, Илье Костенчуку, Александре Куксиной, Сергею Липатову, Елене Мальковой, Татьяне Мо­розовой, Александру Нефедову, Сергею Останкову, Марии Павловой, Павлу Пазуш-ко, Ларисе Прохоновой, Татьяне Пырковой, Ивану Рыбкину, Елене Савиной, Оксане Свиридовой, Роману Сельцеру, Светлане Симоненко, Ирине Таран, Алексею Тупицыну, Анне Улановой, Александру Усанкину, Дмитрию Хренову, Александру Шлычкову Вла­димиру Штроо, Екатерине Юниной. Специальные благодарности — Давиду Матвееви­чу Шустерману за чрезвычайно своевременные и ценные соображения, высказанные на презентации первоначального варианта текста, Павлу Владимировичу Малиновско­му за конструктивный диалог во время проектирования, проведения и анализа дело­вых игр и Сергею Сергеевичу Звереву, без содействия которого содержание главы 4 было бы существенно обеднено.

Значительную роль в совершенствовании текста сыграли студенческие конферен­ции, ставшие в последние несколько лет составной частью учебного процесса на фа­культете психологии МГУ. Материалы, легшие в основу пособия, активно использова­лись студентами при подготовке докладов в рамках круглых столов таких, например, конференций, как «Проектные команды», «Концепции командных ролей», «Инфра­структура командного менеджмента», «Игровые модели командной сыгровки». При этом авторы получили возможность посмотреть на содержание курса со стороны и увидеть, как студенты используют знания и умения, которыми овладели в ходе слуша­ния спецкурса и работы на спецпрактикуме. Авторы выражают признательность всем студентам факультета, которые в 2000-2007 гг. принимали участие как в названных, так и в других конференциях, посвященных командообразовательной проблематике. Отдельно хотелось бы сказать спасибо Давиду Аверину, Дмитрию Ерохину, Ивану Полищуку, Вере Таран, Анне Хухоревой, Наталии Шишкиной.

И наиогромнейшая благодарность — генеральному директору КГ «Арбор» Юрию Александровичу Сприжицкому, чье внимание, помощь и поддержку авторский коллек­тив ощущал на всех без исключения этапах работы над книгой.

Авторский коллектив



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: