Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н.
Ж86 Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 320 с.
ISBN 978-5-7567-0510-2
Первое отечественное учебное пособие, где рассматривается полный цикл процедур командообразования: начиная со знакомства участников и комплектации команды, ее сыгровки, формирования общего видения и заканчивая такими процессами, как работа с расколом в команде и выстраивание целостной системы командного менеджмента. Пособие подготовлено сотрудниками кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, практикующими консультантами, впервые адаптировавшими многие передовые зарубежные технологии к специфике отечественных организаций. Научный подход сочетается с увлекательностью изложения материала. В издании имеются аннотированный список литературы и обширный глоссарий.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Социальная психология», «Организационная психология», «Управление персоналом».
|
|
УДК [316.6](075.8) ББК 88.5я73
ISBN 978-5-7567-0510-2 © ЗАО Издательство «Аспект Пресс»,
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspeetpress.ru
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тема командообразования в настоящее время входит в качестве обязательной пктавляющей в различные образовательные программы, предназначенные для лиц, изучающих психологию, социологию, теорию и практику управления. В большинстве случаев она включается в модули таких дисциплин, как «Организационное поведе-мио», «Менеджмент», «Управление проектами», «Психология управления», «Органи-ищионная психология», «Управление кадрами». Кроме того, отдельные командообра-ижательные технологии осваиваются учащимися в ходе практических занятий (специальных практикумов). В последние годы наблюдается тенденция представления проблематики командообразования на уровне самостоятельных программ. Так, авторы данной книги вот уже несколько лет ведут спецкурс «Технологии командообразо-шшия» на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
При подготовке книги авторы опирались в первую очередь на преподавательскую деятельность, научные исследования и практическую работу. Преподавание осуществляется членами авторского коллектива не только в МГУ, но и в других вузах, таких как |'У-ВШЭ, МСХА им. К. А. Тимирязева, АНХ при Правительстве РФ. Научная работа состоит из собственных исследований и руководства исследовательскими проектами студентов, аспирантов и стажеров факультета психологии МГУ и слушателей АНХ. Практическая составляющая включает консультирование организаций по вопросам создания и развития команд и проведение тренингов командообразования. Разумеется, авторы не считают себя первопроходцами на командообразовательной стезе и охотно используют мировой опыт, накопленный в этой области.
|
|
Командообразование является комплексной дисциплиной, ибо предполагает использование всех основных методов практической социальной психологии: диагностики, тренинга и консультирования. Это требует различных профессиональных качеств, которые не могут быть достаточно хорошо развиты у одного, даже высококомпетентного индивида. Создавая книгу о командах, авторский коллектив вместе с тем сам представлял собой команду. Его члены дополняли и, если надо, заменяли друг друга не только в процессе подготовки пособия — они делают это и во всех перечисленных выше сферах деятельности: при выполнении командообразовательных проектов, проведении научных исследований, создании методических разработок и даже при чтении спецкурса и проведении спецпрактикума.
Введение, главы 1,5, 10 и заключение написаны Ю. М. Жуковым, главы 6, 7 и 9 — А. В. Журавлевым, главы 2, 3, 4 и 8 — Е. Н. Павловой. Для удобства работы с книгой основной учебный материал сопровожден методическим аппаратом.
Командообразование, как и многие другие области человеческой практики, изобилует общеупотребительными терминами, а также понятиями, которые зачастую произрастают из здравого смысла и по своей сути являются метафорами. Освоить понятийную систему командообразования читателю поможет глоссарий. В начале каждой главы приводится небольшой перечень ключевых понятий, выполняющий сигнальную функцию. Ориентируясь на него, можно легко определить, о чем идет речь в том или ином разделе пособия.
Неимоверно трудно объять необъятное. И хотя авторы старались не упустить ничего ценного из того, что накопилось в ходе научных исследований и практики командообразования, многое осталось за рамками книги. Чтобы в какой-то мере восполнить образовавшиеся пробелы, авторский коллектив подготовил аннотированный список основных работ по командообразованию, появившихся в последнее время, и надеется, что он послужит читателю надежным лоцманом в море книжной продукции.
Содержание книги в первую очередь отражает опыт авторов. В то же время нельзя не отметить неоценимый вклад коллег — преподавателей вузов, консультантов и тренеров, которые с большим интересом отнеслись к этому проекту и приняли участие в обсуждении ранних вариантов рукописи. Прежде всего хотелось бы поблагодарить преподавателей факультета психологии МГУ профессора Донцова Александра Ивановича и доцента Ерофеева Александра Константиновича, доцента факультета психологии ГУ-ВШЭ Михайлову Елену Витальевну, преподавателя Института психологии им. Л. С. Выготского Короткову Ярославу Александровну за ценные замечания и предложения по поводу тематики и стиля изложения в данном пособии. Реализация идей, изложенных в книге, происходила в тесном сотрудничестве с заказчиками — руководством и службами персонала государственных предприятий и коммерческих организаций, с которыми авторский коллектив осуществлял свою работу, а также со структурами государственной власти, продвигающими профессиональные кадровые технологии в системе государственного управления. В связи с этим необходимо отметить особую роль высших должностных лиц Республики Бурятия: ее президента Наговицына Вячеслава Владимировича, руководителя администрации Ковалева Александра Николаевича и заместителя председателя правительства Лысцева Сергея Владимировича — в создании условий для осуществления разработанных авторами командообразовательных проектов.
|
|
Авторы выражают глубокую признательность своим заказчикам и коллегам, многие из которых за годы совместных проектов стали партнерами и друзьями, особенно: Елене Аксеновой, Игорю Алексееву, Станиславу Алексееву, Олегу Алюкову, Дарье Бахолдиной, Леониду Башкееву, Марине Васильевой, Валерию Веневцеву, Светлане Грековой, Александру Гудиеву, Людмиле Дудоровой, Оксане Думновой, Борису Еремину, Сергею Ерошину, Ольге Жилкиной, Жану Загидуллину, Екатерине Зерновой, Людмиле Исковских, Ирене Йордевой, Юрию Киселеву, Владимиру Ковтуну, Илье Костенчуку, Александре Куксиной, Сергею Липатову, Елене Мальковой, Татьяне Морозовой, Александру Нефедову, Сергею Останкову, Марии Павловой, Павлу Пазуш-ко, Ларисе Прохоновой, Татьяне Пырковой, Ивану Рыбкину, Елене Савиной, Оксане Свиридовой, Роману Сельцеру, Светлане Симоненко, Ирине Таран, Алексею Тупицыну, Анне Улановой, Александру Усанкину, Дмитрию Хренову, Александру Шлычкову Владимиру Штроо, Екатерине Юниной. Специальные благодарности — Давиду Матвеевичу Шустерману за чрезвычайно своевременные и ценные соображения, высказанные на презентации первоначального варианта текста, Павлу Владимировичу Малиновскому за конструктивный диалог во время проектирования, проведения и анализа деловых игр и Сергею Сергеевичу Звереву, без содействия которого содержание главы 4 было бы существенно обеднено.
Значительную роль в совершенствовании текста сыграли студенческие конференции, ставшие в последние несколько лет составной частью учебного процесса на факультете психологии МГУ. Материалы, легшие в основу пособия, активно использовались студентами при подготовке докладов в рамках круглых столов таких, например, конференций, как «Проектные команды», «Концепции командных ролей», «Инфраструктура командного менеджмента», «Игровые модели командной сыгровки». При этом авторы получили возможность посмотреть на содержание курса со стороны и увидеть, как студенты используют знания и умения, которыми овладели в ходе слушания спецкурса и работы на спецпрактикуме. Авторы выражают признательность всем студентам факультета, которые в 2000-2007 гг. принимали участие как в названных, так и в других конференциях, посвященных командообразовательной проблематике. Отдельно хотелось бы сказать спасибо Давиду Аверину, Дмитрию Ерохину, Ивану Полищуку, Вере Таран, Анне Хухоревой, Наталии Шишкиной.
|
|
И наиогромнейшая благодарность — генеральному директору КГ «Арбор» Юрию Александровичу Сприжицкому, чье внимание, помощь и поддержку авторский коллектив ощущал на всех без исключения этапах работы над книгой.
Авторский коллектив