Многие командообразовательные игры рассчитаны на участие нескольких групп, которые конкурируют между собой за игровые ресурсы, очки, секунды и т.п., ведь соревновательность является эмоциональным «топливом» игры. Две команды, которые знают о существовании друг друга и выполняют параллельно одну и ту же задачу, уже с неизбежностью начинают соперничать, даже если для этого нет реальных причин. Именно конкуренция во многом обеспечивает «драйв», эмоциональный пакал и позволяет долгое время поддерживать интерес участников ко всему происходящему, даже если игровой сюжет далек от предмета реальной командной деятельности.
Помимо усиления игровой «энергетики», конкуренция оказывает непосредственное влияние на социально-психологические процессы, происходящие в командах. Именно конкуренция, как никакой другой механизм, позволяет участникам быстро объединиться вокруг единого командного интереса — достичь победы над другими группами. Члены группы стараются фиксировать и поддерживать свое позитивное отличие от других групп, делать лучше, быстрее, экономнее, чем другие. А. Тэшфел определяет ключевую роль других групн для процесса групповой интеграции: «Группа становится группой, наделенной общими характеристиками, л ишь благодаря наличию других групп» [Tajfel, 1981. Р. 258]. В результате иозникает командная идентичность — переживание принадлежности к смоей группе, когда группа ощущается как ценность. Победа или проигрыш группы становятся аналогами личного успеха или поражения, дей-
|
|
ствия и решения участников начинают определяться групповыми, а не личными интересами.
Вместе с тем групповая сплоченность влечет за собой усиление меж-групповой дискриминации, эскалацию межгрупповых предубеждений и агрессии. Зачастую сила приверженности участников своей команде оказывается прямо пропорциональной силе межгрупповой дифференциации, вызванной соревнованием. Взаимодействуя с представителями других групп, члены команды ставят интересы своего коллектива на первое место и недооценивают, а иногда и игнорируют интересы других групп, приуменьшают заслуги соперников. Таким образом, игры, построенные на конкуренции, с одной стороны, обеспечивают резкий рост внутригруп-повой сплоченности, а с другой — приводят к группоцентричности, межгрупповой агрессии.
Однако сведение межгруппового взаимодействия к конкурентным отношениям часто бывает не только оправдано, но и необходимо. Только победив или проиграв, члены команды получают достаточный стимул для того, чтобы обратить внимание на те особенности внутригруппового, межперсонального взаимодействия, которые способствовали или мешали их победе.
|
|
Рефлексия способов командной самоорганизации, смещая фокус внимания участников с процесса соревнования на внутригрупповые отношения, отчасти снимает остроту межгрупповой агрессии — правда, только отчасти. В связи с этим оказывается необходимой стадия интеграции игровых команд в единое целое. Как правило, интеграционную функцию выполняют упражнения, направленные на символизацию нового опыта командной работы. Например, участников просят создать живую скульптуру своей команды как живого организма, технического средства и т.п. Затем: каждый участник рассказывает о том, кем он является в этой композиции, Целесообразно овеществить символическую композицию, запечатлев ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Иногда командам предлагается создать коллаж на тему «Наша команда вчера — сегодня — завтра».
Будучи имитацией действительности, игры моделируют хотя и существенные, но все-таки отдельные ее стороны. Поэтому вряд ли можно найти или создать игры, способные погрузить команду во все многообразие ситуаций, ее окружающих. Более корректно говорить о том, что разные игры всегда направлены на проработку определенных аспектов жизнедеятельности команды. В этой связи выделяют стратегические, коммуникативные и деловые игры, каждые из которых решают свой спектр задач.