Серая и бородатая куропатки

В местах постоянного обитания, реакклиматизации и акклиматизации учет численности этих видов имеет большое значение, так как ресурсы их в большинстве мест по ряду причин сильно сократились

Учет на маршрутах. Численность серой куропатки (Perdix perdix L., 1758) определяют обычно методом подсчета птиц на маршруте. За ширину учетной полосы берут удвоенное расстояние среднего обнаружения куропаток. Маршрут должен пропорционально охватывать угодья как осваиваемые куропатками, так и не осваиваемые ими.

Согласно методическим указаниям по осеннему маршрутному учету боровой и полевой дичи (1980), для определения численности птиц необходимо закладывать не менее 20 км маршрутов на 1000 га угодий. Следует заметить, что при имеющейся в настоящее время депрессии численности куропаток даже добросовестный учетчик может совсем не встретить этих птиц, а потому точность метода при низкой численности невысока. Это же можно сказать и о других методах маршрутного учета.

Зимний маршрутный учет (ЗМУ). Этот маршрутный учет проводится без ограничения ширины трансекта с раздельным пересчетом на площадь по среднегрупповым дальностям обнаружения (Равкин, 1967). Но в Московской области в декабре-феврале 1971/72 г. и с 1976 по 1980 г. на маршрутах общей протяженностью 2500 км в 118 ландшафтных урочищах, сгруппированных в 5 типов местообитаний, серые куропатки вовсе не были отмечены, хотя они, пусть в малом числе, там обитают (Буйволов, 1989).

Маршрутные учеты в сочетании с анкетным опросом охотников и специалистов могут дать более точные результаты о встречах со стайками куропаток (Пирогов, 1984). Б.А. Ватолин (1973) по исследованиям в Брянской области также полагал, что с помощью маршрутного учета, в частности ЗМУ, нельзя оценить абсолютную численность куриных птиц, в том числе и серой куропатки. В пределах изучаемого региона, по его мнению, нужны специальные учеты.

Весенний учет по брачному крику самцов. В качестве специального метода учета следует использовать этот метод, основывающийся на брачных криках самцов, которые они издают по утрам, находясь на возвышенных местах (бугорках, гривах и т. д.). Лучшее время для весеннего учета по крикам - май. Так как серые куропатки - моногамные птицы, то по голосам самцов можно приблизительно судить о количестве пар и будущих выводков.

В том же районе, где самцы серых куропаток учитывались по голосам, следует проводить летний учет выводков с легавой собакой (Кириков и др. 1952).

В многоснежных районах, где серые куропатки зимой скапливаются вблизи зернотоков, ометов или на специальных подкормочных площадках, наиболее точные данные об их численности дает непосредственный подсчет зимних стаек и числа особей в них. При этом анкетирование или опрос охотников и населения может существенно пополнить объем первичных материалов исследователя. Очевидно, при низкой численности анкетирование и опрос охотников - наиболее перспективные методы определения зимней численности серой куропатки.

В местах, где численность вида достаточно высока, с успехом может быть использован маршрутный учет с автомобиля, разработанный сотрудником ВНИИОЗ В.И. Литуном (1985) для близкого вида - бородатой куропатки (Perdix daurica Pallas, 1811). Суть его в том, что, проезжая по угодьям, учетчик подсчитывает количество встреченных стай и число куропаток в каждой стае. Длину маршрута отмечают по спидометру. Расчет численности куропаток на 1000 га (10 кв. км) выполняется по формуле

P=10· , где

Р - количество особей на 1000 га;

N - число куропаток, встреченных на маршруте;

L - длина маршрута (км);

Н - ширина учетной полосы (км);

К - коэффициент превышения учетных данных.

Ширина учетной полосы принята за 20 м (0,02 км), по 10 м в каждую сторону от пути следования. Она получена в результате многочисленных наблюдений за поведением куропаток и преимущественно составляет 3-10 м. Независимо от типа активности куропатки затаиваются, заслышав или увидев автомобиль, а при его приближении не взлетают, как от человека, а встают, принимая настороженную позу, что и облегчает подсчет птиц. Увеличение ширины полосы недопустимо, так как влечет недоучет за счет пропуска части затаившихся особей.

Коэффициент превышения учетных данных определен опытным путем и для мест исследований равен 16. Завышение данных при маршрутном учете, по мнению автора, обусловлено следующими причинами. Данный вид учета предназначен для установления ресурсов вида в предпромысловый период. Ввиду его простоты он предусматривает привлечение охотников, заключающих договоры на заготовку дичи. Подъезжая к полю, охотник никогда не пересекает его по диагонали, а объезжает по периметру, то есть выбирает наиболее проходимый путь для автомобиля, где в то же время больше вероятность встречи куропаток. Таким образом, маршрут обычно проходит по территории, наиболее полно осваиваемой куропатками, поэтому если не применять коэффициент, то дальнейший пересчет полученных данных на всю территорию даст завышенные результаты.

Маршрутные учеты по предлагаемой методике можно проводить только в предпромысловый период, то есть в сентябре - начале октября. После начала промысла изменяется расстояние обнаружения куропаток. Птицы раньше настораживаются, убегают или слетают при появлении автомобиля.

Маршрутный учет с автомобиля может найти широкое применение в хозяйствах степной зоны, особенно для экспресс-оценки численности куропаток. Он сравнительно легок в исполнении, не требует особой квалификации и может быть выполнен каждым охотником. Необходимо лишь уточнить для каждого региона ширину учетной полосы и коэффициент превышения учетных данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: