Поворачиваемостью называют свойство автомобиля изменять направление движения без поворота управляемых колёс. Есть две причины поворачиваемости: увод колёс, вызываемый поперечной эластичностью шин (рис. 31 – 35), и поперечный крен кузова, связанный с эластичностью подвески.
Рис. 31.
Рис. 32.
Рис. 33.
Рис. 34.
Рис. 35.
Для автомобиля с жёсткими шинами и радиус поворота автомобиля: ,
где L – база автомобиля, м; - угол поворота управляемых колёс.
Нейтральная поворачиваемость. При наличии увода автомобиль может двигаться криволинейно даже при = 0. Если , то поворачиваемость автомобиля называют нейтральной (рис. 31). Траектория движения автомобиля с жёсткими шинами не совпадает с траекторией автомобиля, имеющего нейтральную поворачиваемость, т.к. центры поворота О и О1 в этих случаях занимают различные положения.
Недостаточная поворачиваемость. Если , то RЭ > R, и для движения автомобиля с эластичными шинами по кривой радиусом R управляемые колёса нужно повернуть на угол больший, чем при жёстких шинах. В этом случае поворачиваемость автомобиля называют недостаточной (рис. 32).
Избыточная поворачиваемость. Если , то RЭ < R и для движения автомобиля с эластичными шинами по кривой радиусом R управляемые колёса нужно повернуть на меньший угол, чем при жёстких шинах. В этом случае поворачиваемость автомобиля называют избыточной (рис. 33).