МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оренбургский Государственный Аграрный Университет
Факультет механизации сельского хозяйства
Кафедра «Эксплуатация
Машин и оборудования»
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №
«Техническое обслуживание автомобилей»
Оренбург 2004
Автор: методическое указание
переработал доцент И.В.Попов
Одобрено методической комиссией факультета механизации Оренбургского государственного университета
Председатель комиссии, профессор Терехов О.Н.
Дисциплина: «Эксплуатация машинно-тракторного парка»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель работы 2. Порядок выполнения работы 3. Система и виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта 3.1 Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей 3.2. Виды, периодичность и трудоемкость проведения технического обслуживания автомобилей 3.3 Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобилей 3.3.1 Работы, выполняемые при ТО-1 3.3.2 Работы, выполняемые при ТО-2 |
1. Цель работы: Изучить планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта автомобилей; виды периодичность, трудоемкость и перечень работ выполняемых при техническом обслуживании №1 и №2.
|
|
Время работы – 4 часа.
Порядок выполнения работ
1. По методическому пособию ознакомиться с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта автомобилей; видами, периодичностью и трудоемкостью технических обслуживаний; перечнем работ и технологией выполняемых при технических обслуживаний №1 и №2 за автомобилями.
2. Для более глубокого изучения вопросов, изложенных в п.1. самостоятельно по литературе и плакатам изучить технологию выполнения операций технологических обслуживаний и №1 и №2 и применяемые при этом оборудование и инструмент.
Система и виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта
3.1 Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей
Современный автомобиль является сложной машиной, состоящей из ряда систем, агрегатов и узлов, которые содержат тысячи деталей. Как основной вид наземного безрельсового транспорта автомобили работают в самых различных дорожных и климатических и других условиях эксплуатации.
Разнообразие условий эксплуатации и сложность конструкции предопределили необходимость использования целого комплекса эксплуатационных свойств для оценки возможности и удобства осуществления автомобилем транспортного процесса в конкретных условиях с определенной производительностью, экономичностью и рентабельностью. Основные эксплуатационные свойства автомобиля связаны с его движением. Они определяются параметрами и выходными характеристиками систем, агрегатов и узлов. Уровень этих параметров в процессе конструирования и производства зависит при эксплуатации от технического состояния автомобиля.
|
|
При длительной эксплуатации техническое состояние автомобиля, как и любой машины, неизбежно ухудшается. Поддерживание автомобиля в работоспособном состоянии в течении длительной эксплуатации является основной задачей технического обслуживания (ТО) и ремонта.
Для обеспечения безопасности движения и эффективной работы на линии подвижной состав должен быть исправным и его техническое состояние должно отвечать требованиям ГОСТ 25478-82 по безопасности движения и правил технической консультации.
Поэтому каждый раз при возвращении автомобилей с линии и перед выходом на линию проверяют их техническое состояние. Кроме того, техническое состояние подвижного состава непрерывно контролирует водитель в процессе работы на линии. Таким образом, проверке технического состояния подвижного состава является одним из наиболее часто повторяемых видов работ, выполняемых на автотранспортных предприятиях.
Также часто возникает необходимость в работах по поддержанию внешнего вида подвижного состава. Частота и объем работ по поддержанию внешнего вида зависит от условий эксплуатации и типа подвижного состава. Чаще эти работы приходится выполнять для легковых автомобилей и автобусов и в условиях сырой погоды и пыльных дорог.
Периодичность заправки топливом зависит от емкости топливного бака, расхода топлива на километр пробега и среднесуточного пробега автомобиля. Периодически возникает необходимость в доливке масла в агрегаты автомобиля, количество которого уменьшается вследствие подтеканий через сальники и прокладки в соединениях. При этом значительно чаще приходится доливать масла в картер двигателя, так как часть масла проникает в камеру сгорания и сгорая, тем самым уменьшая его объем.
Поскольку с течением времени масло утрачивает свои смазочные качества вследствие загрязнения продуктами, попадающими извне (частицы износа трущихся деталей, пыль, вода, топливо), и продуктами окислительного процесса масла, его необходимо заменять свежим. По этим же причинам, а также вследствие вытекания периодически необходимо пополнять пластичную в узлах трения.
В процессе эксплуатации автомобиля необходим регулярный контроль за наличием жидкости в системе охлаждения двигателя, электролита в аккумуляторной батарее и тормозной жидкости в системе гидравлического привода тормоза и сцепления. При уменьшении их количества ниже требуемого уровня производят доливку.
Когда подвижной состав автомобильного транспорта не работает и находится на хранении, также необходимо создавать и поддерживать определенные условия, обеспечивающие сохранность его технического состояния и легкость пуска двигателя, особенно зимой.
Через определенный период работы в агрегатах, узлах и механизмах нарушаются первоначальные сопряжения деталей, регулировочные параметры, герметичность, крепление, ухудшаются условия смазки, повышается интенсивность изнашивания деталей, возрастает вероятность их поломки, ухудшаются технико-экономические и эксплуатационные свойства автомобиля в целом.
Как установлено практикой и наукой, указанные изменения наблюдаются примерно через одно и то же время для однотипного подвижного состава, эксплуатируемого в одинаковых дорожных, климатических и прочих условиях. Поэтому можно заранее предусмотреть через какое время и какие нужно выполнять работы, чтобы установить возникающие изменения в техническом состоянии подвижного состава.
|
|
Важным является то, что при этом можно обходиться выполнением в основном крепежных, регулировочных и смазочных работ без использования дорогостоящих материалов, без сложных и трудоемких монтажно - демонтажных и станочных (механических) работ.
Трудовые и материальные затраты на выполнение этих профилактических работ невелики и в то же время они позволяют поддерживать техническое состояние подвижного состава и отодвигать время выполнения дорогостоящего и трудоемкого ремонта.
Однако совсем избежать ремонта не представляется возможным. Потребность в нем возникает каждый раз в результате предельного износа, поломки, погнутости, разрыва и других повреждений деталей. Исключая в какой-то степени износ, во всех других случаях потребность в ремонте возникает, как правило, неожиданно, случайно и точно предусмотреть заранее, когда появится в нем необходимость, нельзя. Поэтому чаще всего в процессе работы на линии или при техническом осмотре и диагностировании на автотранспортном предприятии, в колхозе или совхозе.
Таким образом, эксплуатация подвижного состава автомобильного транспорта неразрывно связана с необходимостью выполнения работ, которые можно разделить на две принципиально различные по характеру и назначению группы. Одна группа этих работ направлена на поддержание, а другая на восстановление технического состояния подвижного состава. В связи с этим весь комплекс работ по обеспечению технически исправного состояния подвижного состава из технического обслуживания и ремонта.
Техническое обслуживание предназначено: поддерживать подвижной состав в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде; обеспечивать надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшать интенсивность изменения параметров технического обслуживания; предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения.
|
|
Техническое обслуживание имеет профилактический характер оно выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установленный пробег или время работы подвижного состава.
Ремонт предназначен восстанавливать неисправное техническое состояние, ресурс и безотказность работы подвижного состава и его составных частей.
Большинство ремонтных работ выполняют по потребности после появления неисправности или отказа. Некоторые ремонтные работы выполняют, как и ТО, по плану через заранее установленные пробег или время работы подвижного состава. Такой ремонт называют предупредительным, и он носит профилактический характер.
Все возрастающее значение при ТО и ремонте приобретает диагностика, которая позволяет получать объективную оценку технического состояния, выявлять неисправности агрегатов и узлов подвижного состава и устанавливать способы их устранения, не подвергая агрегаты разборке.
Диагностика при ТО позволяет выявить фактическую потребность в выполнении трудоемких работ, необходимость в которых возникает не при каждом обслуживании.
Расширению масштаба применения диагностика способствует высокая ее эффективность, создание и промышленный выпуск для этого соответствующих приборов и оборудования, а также усовершенствования методов диагностики.
Закономерности изменения технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта в процессе эксплуатации выявляются автотранспортными предприятиями, колхозами, совхозами, они изучаются научно-исследовательскими институтами (НИИАТом, НАМИ, МАДИ и др.). На базе обобщения результатов научных исследований в нашей стране разрабатывается и осуществляется система мер по обеспечению необходимого технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта в процессе эксплуатации. сущность этих мер заключается в планово- предупредительной системе технического обслуживания и агрегатном методе ремонта и они отражают основную техническую политику на автомобильном транспорте в области технического содержания автомобилей.
Планово-предупредительная система имеет своей целью обеспечение исправного состояния подвижного состава при минимальных материальных и трудовых затрат, а также при минимальном времени изъятия подвижного состава из эксплуатации для восстановления его пригодности к дальнейшей работе. Своевременное и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.
Системой ТО и ремонта предусматриваются две составные части большинства операций: контрольная и исполнительская. Планово-предупредительный характер системы ТО и ремонта определяется плановым и предупредительным выполнением контрольных частей предусмотренных операций с последующим выполнением по потребности исполнительских частей. Отдельные операции, например, смазочные и очистительные, могут выполняться в плановом порядке без предварительного контроля.
Основные принципы системы изложены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 года.
В хозяйствах системы Госагропрома СССР техническое обслуживание автомобилей также организуется по планово-предупредительной системе ТО и ремонта.
3.2. Виды, периодичность и трудоемкость проведения технического обслуживания автомобилей
Согласно действующему положению техническое обслуживание автомобилей по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО),
первое техническое обслуживание (ТО-1),
второе техническое обслуживание (ТО-1),
сезонное техническое обслуживание (СО).
Кроме, того, предусмотрено обязательное проведение ежегодного технического осмотра органами Госавтоинспекции.
Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида. Выполняя ТО, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом.
Работы по ТО выполняет водитель после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию в гараже хозяйства.
Номерные виды технического обслуживания автомобиля выполняется строго по графику, в обязательном порядке, после установленного нормативами пробега, в полном объеме работ.
Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ТО. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки. ТО-1 производится в межсезонное время в профилактории хозяйства силами слесарей по ТО.
Второе техническое обслуживание помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большого с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах. и контроль- измерительных установках.
ТО-2 проводится в рабочее время со снятием автомобиля с линии на 1 рабочий день на станциях централизованного технического обслуживания и ремонта автомобилей. РАПО. Обычно во время проведения ТО-2 проводятся и необходимые работы по текущему ремонту, причем если обнаруживаются трудоемкие ремонтные работы, то автомобиль переводится с поста 10 в зону ремонта.
Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону,, проверка системы топливо- подачи и промывка топливного бака. перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы в кабине автомобиля.
Перед ТО-1 и ТО-2 автомобили проходит диагностирование и выявление неисправности устраняют текущим ремонтом, выполняемым в зависимости от его объема и характера или до ТО, или совместно с ТО.
Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации. В сельском хозяйстве в основном имеют место условий эксплуатации 2 категории, нормативный пробег по которым приведен в таблице 1.
Таблица1.
Периодичность технического обслуживания автомобилей.
Тип автомобиля | Периодичность технического обслуживания, км | ||
ТО-1 | То-2 | ||
ЕТО – один раз в смену | |||
Автомобили легковые | |||
Автомобили грузовые выпуска | |||
Автобусы | |||
Специальные автомобили на шасси грузовых выпуска после 1963г | |||
Сезонное | 2 раза в год |
Примечание:
1. В тех случаях, когда месячный пробег автомобилей меньше норматива периодически до ТО-1 (спец. машины или внутрихозяйственные перевозки), то график обслуживания составляется из расчета выполнения ТО-1 два раза в месяц, а ТО-2 один раз в два месяца.
2.Прицеп и полуприцепы обслуживаются по графику автомобилей, с которыми они эксплуатируются.
В таблице 2 приведены нормативы трудоемкости на одно ТО по автомобилям.
Таблица 2. Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей выпуска
после 1972 года
Тип подвижного состава | Марка и модели подвижного состава | Нормативы трудоемкости, чел-ч | |||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | Тр на 1000км. пробега | ||
Легковые автомобили Малого класса (рабочий объем двигателей от 1,2- 1,8., сухая масса автомобиля 850-1150 кг) Среднего класса (1,8-3,5 л., 1150-1500кг) | ВАЗ (кроме 2121) Москвич-2138 ГАЗ-24-01 ГАЗ-24-07 ГАЗ-24-27 | 0,3 0,35 0,5 0,5 | 2,3 2,5 2,9 3,3 | 9,2 10,5 11,7 12,3 | 2,8 3,0 3,2 3,4 |
Автобусы Особо малого класса (для нардо 5м) Малого класса 6,0-7,5м) Среднего класса (8,0-9,5м) Большого класса (10,5-12,0м) | РАФ-2203 ПАЗ-672 КавЗ=685 ЛАЗ-695Н ЛАЗ-697Н ЛАЗ-697Р ЛАЗ-695НГ ЛиАЗ-677М ЛиАЗ-677Г | 0,5 0,7 0,7 0,8 0,95 1,0 1,15 | 4,0 5,5 5,5 5,8 6,6 7,5 7,9 | 15,0 18,0 18,0 24,0 25,8 31,5 32,7 | 4,5 5,3 5,5 6,5 6,6 6,8 7,0 |
Грузовые автомобили Общетранспортного назначения Малой грузоподъемности (полезная нагрузка до 3,0 т) 0,4 т 1,0 т Средней грузоподъемности (от 0,3 до 5,0 т) 4 т 4 т Большой грузоподъемности (от 5,0 до 0,8 т) 5,0 (6,0 т) 7,5т Особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более) 8,0 т | ИЖ-2751 КрАЗ-762А УАЗ-451М,ДМ ГАЗ-52-04 ГАЗ-52-07 ГАЗ-52-27 ГАЗ-53А ГАЗ-53-07 ГАЗ-53-27 ЗИЛ-130 ЗИЛ-130Х ЗИЛ-138 ЗИЛ-138А КАЗ-608 УРАЛ-377 МАЗ-5335 МАЗ-500А КаМАЗ-5320 КрАЗ-257 | 0,2 0,3 0,03 0,4 0,55 0,55 0,42 0,57 0,57 0,45 0,45 0,6 0,6 0,35 0,55 0,3 0,3 0,5 0,5 | 2,3 1,4 1,5 2,1 2,5 2,9 2,2 2,6 3,0 2,7 2,2 2,9 3,5 3,5 3,8 3,2 3,4 3,4 3,5 | 7,2 7,6 7,7 9,0 10,2 10,8 9,1 10,3 10,9 10,8 10,8 11,8 12,6 11,6 16,5 12,0 13,8 14,5 14,7 | 2,8 2,9 3,6 3,6 3,8 4,2 3,7 3,9 4,1 4,3 3,9 4,2 4,0Х 4,6 6,0 5,8 6,0 8,5 6,2 |
Прицепы и полуприцепы Одноосные прицепы, малой и средней грузоподъемности (полезная нагрузка до 3 т) Двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 0,8 т) Двухосные прицепы особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более) Полуприцепы особо большой грузоподъемности (8,0 т и более) | всех моделей всех моделей всех моделей всех моделей | 0,1 0,2-0,3 0,3-0,4 0,2-0,3 | 0,4 0,8-1,0 1,3-1,6 0,8-1,0 | 2,1 4,4-5,5 6,0-6,1 4,2-5,0 | 0,4 1,2-1,4 1,8-2,0 1,1-1,45 |
Х Приведены варианты для автомобиля ЗИЛ –130 выпуска с 1980 г. |
3.3 Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобилей
Перед проведением операций ТО-1 и ТО-2 необходимо автомобиль очистить и вымыть.