Система и виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский Государственный Аграрный Университет

Факультет механизации сельского хозяйства

Кафедра «Эксплуатация

Машин и оборудования»

МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №

«Техническое обслуживание автомобилей»

Оренбург 2004

Автор: методическое указание

переработал доцент И.В.Попов

Одобрено методической комиссией факультета механизации Оренбургского государственного университета

Председатель комиссии, профессор Терехов О.Н.

Дисциплина: «Эксплуатация машинно-тракторного парка»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель работы 2. Порядок выполнения работы 3. Система и виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта 3.1 Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей 3.2. Виды, периодичность и трудоемкость проведения технического обслуживания автомобилей 3.3 Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобилей 3.3.1 Работы, выполняемые при ТО-1 3.3.2 Работы, выполняемые при ТО-2        

1. Цель работы: Изучить планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта автомобилей; виды периодичность, трудоемкость и перечень работ выполняемых при техническом обслуживании №1 и №2.

Время работы – 4 часа.

Порядок выполнения работ

1. По методическому пособию ознакомиться с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта автомобилей; видами, периодичностью и трудоемкостью технических обслуживаний; перечнем работ и технологией выполняемых при технических обслуживаний №1 и №2 за автомобилями.

2. Для более глубокого изучения вопросов, изложенных в п.1. самостоятельно по литературе и плакатам изучить технологию выполнения операций технологических обслуживаний и №1 и №2 и применяемые при этом оборудование и инструмент.

Система и виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта

3.1 Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей

Современный автомобиль является сложной машиной, состоящей из ряда систем, агрегатов и узлов, которые содержат тысячи деталей. Как основной вид наземного безрельсового транспорта автомобили работают в самых различных дорожных и климатических и других условиях эксплуатации.

Разнообразие условий эксплуатации и сложность конструкции предопределили необходимость использования целого комплекса эксплуатационных свойств для оценки возможности и удобства осуществления автомобилем транспортного процесса в конкретных условиях с определенной производительностью, экономичностью и рентабельностью. Основные эксплуатационные свойства автомобиля связаны с его движением. Они определяются параметрами и выходными характеристиками систем, агрегатов и узлов. Уровень этих параметров в процессе конструирования и производства зависит при эксплуатации от технического состояния автомобиля.

При длительной эксплуатации техническое состояние автомобиля, как и любой машины, неизбежно ухудшается. Поддерживание автомобиля в работоспособном состоянии в течении длительной эксплуатации является основной задачей технического обслуживания (ТО) и ремонта.

Для обеспечения безопасности движения и эффективной работы на линии подвижной состав должен быть исправным и его техническое состояние должно отвечать требованиям ГОСТ 25478-82 по безопасности движения и правил технической консультации.

Поэтому каждый раз при возвращении автомобилей с линии и перед выходом на линию проверяют их техническое состояние. Кроме того, техническое состояние подвижного состава непрерывно контролирует водитель в процессе работы на линии. Таким образом, проверке технического состояния подвижного состава является одним из наиболее часто повторяемых видов работ, выполняемых на автотранспортных предприятиях.

Также часто возникает необходимость в работах по поддержанию внешнего вида подвижного состава. Частота и объем работ по поддержанию внешнего вида зависит от условий эксплуатации и типа подвижного состава. Чаще эти работы приходится выполнять для легковых автомобилей и автобусов и в условиях сырой погоды и пыльных дорог.

Периодичность заправки топливом зависит от емкости топливного бака, расхода топлива на километр пробега и среднесуточного пробега автомобиля. Периодически возникает необходимость в доливке масла в агрегаты автомобиля, количество которого уменьшается вследствие подтеканий через сальники и прокладки в соединениях. При этом значительно чаще приходится доливать масла в картер двигателя, так как часть масла проникает в камеру сгорания и сгорая, тем самым уменьшая его объем.

Поскольку с течением времени масло утрачивает свои смазочные качества вследствие загрязнения продуктами, попадающими извне (частицы износа трущихся деталей, пыль, вода, топливо), и продуктами окислительного процесса масла, его необходимо заменять свежим. По этим же причинам, а также вследствие вытекания периодически необходимо пополнять пластичную в узлах трения.

В процессе эксплуатации автомобиля необходим регулярный контроль за наличием жидкости в системе охлаждения двигателя, электролита в аккумуляторной батарее и тормозной жидкости в системе гидравлического привода тормоза и сцепления. При уменьшении их количества ниже требуемого уровня производят доливку.

Когда подвижной состав автомобильного транспорта не работает и находится на хранении, также необходимо создавать и поддерживать определенные условия, обеспечивающие сохранность его технического состояния и легкость пуска двигателя, особенно зимой.

Через определенный период работы в агрегатах, узлах и механизмах нарушаются первоначальные сопряжения деталей, регулировочные параметры, герметичность, крепление, ухудшаются условия смазки, повышается интенсивность изнашивания деталей, возрастает вероятность их поломки, ухудшаются технико-экономические и эксплуатационные свойства автомобиля в целом.

Как установлено практикой и наукой, указанные изменения наблюдаются примерно через одно и то же время для однотипного подвижного состава, эксплуатируемого в одинаковых дорожных, климатических и прочих условиях. Поэтому можно заранее предусмотреть через какое время и какие нужно выполнять работы, чтобы установить возникающие изменения в техническом состоянии подвижного состава.

Важным является то, что при этом можно обходиться выполнением в основном крепежных, регулировочных и смазочных работ без использования дорогостоящих материалов, без сложных и трудоемких монтажно - демонтажных и станочных (механических) работ.

Трудовые и материальные затраты на выполнение этих профилактических работ невелики и в то же время они позволяют поддерживать техническое состояние подвижного состава и отодвигать время выполнения дорогостоящего и трудоемкого ремонта.

Однако совсем избежать ремонта не представляется возможным. Потребность в нем возникает каждый раз в результате предельного износа, поломки, погнутости, разрыва и других повреждений деталей. Исключая в какой-то степени износ, во всех других случаях потребность в ремонте возникает, как правило, неожиданно, случайно и точно предусмотреть заранее, когда появится в нем необходимость, нельзя. Поэтому чаще всего в процессе работы на линии или при техническом осмотре и диагностировании на автотранспортном предприятии, в колхозе или совхозе.

Таким образом, эксплуатация подвижного состава автомобильного транспорта неразрывно связана с необходимостью выполнения работ, которые можно разделить на две принципиально различные по характеру и назначению группы. Одна группа этих работ направлена на поддержание, а другая на восстановление технического состояния подвижного состава. В связи с этим весь комплекс работ по обеспечению технически исправного состояния подвижного состава из технического обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание предназначено: поддерживать подвижной состав в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде; обеспечивать надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшать интенсивность изменения параметров технического обслуживания; предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения.

Техническое обслуживание имеет профилактический характер оно выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установленный пробег или время работы подвижного состава.

Ремонт предназначен восстанавливать неисправное техническое состояние, ресурс и безотказность работы подвижного состава и его составных частей.

Большинство ремонтных работ выполняют по потребности после появления неисправности или отказа. Некоторые ремонтные работы выполняют, как и ТО, по плану через заранее установленные пробег или время работы подвижного состава. Такой ремонт называют предупредительным, и он носит профилактический характер.

Все возрастающее значение при ТО и ремонте приобретает диагностика, которая позволяет получать объективную оценку технического состояния, выявлять неисправности агрегатов и узлов подвижного состава и устанавливать способы их устранения, не подвергая агрегаты разборке.

Диагностика при ТО позволяет выявить фактическую потребность в выполнении трудоемких работ, необходимость в которых возникает не при каждом обслуживании.

Расширению масштаба применения диагностика способствует высокая ее эффективность, создание и промышленный выпуск для этого соответствующих приборов и оборудования, а также усовершенствования методов диагностики.

Закономерности изменения технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта в процессе эксплуатации выявляются автотранспортными предприятиями, колхозами, совхозами, они изучаются научно-исследовательскими институтами (НИИАТом, НАМИ, МАДИ и др.). На базе обобщения результатов научных исследований в нашей стране разрабатывается и осуществляется система мер по обеспечению необходимого технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта в процессе эксплуатации. сущность этих мер заключается в планово- предупредительной системе технического обслуживания и агрегатном методе ремонта и они отражают основную техническую политику на автомобильном транспорте в области технического содержания автомобилей.

Планово-предупредительная система имеет своей целью обеспечение исправного состояния подвижного состава при минимальных материальных и трудовых затрат, а также при минимальном времени изъятия подвижного состава из эксплуатации для восстановления его пригодности к дальнейшей работе. Своевременное и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.

Системой ТО и ремонта предусматриваются две составные части большинства операций: контрольная и исполнительская. Планово-предупредительный характер системы ТО и ремонта определяется плановым и предупредительным выполнением контрольных частей предусмотренных операций с последующим выполнением по потребности исполнительских частей. Отдельные операции, например, смазочные и очистительные, могут выполняться в плановом порядке без предварительного контроля.

Основные принципы системы изложены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 года.

В хозяйствах системы Госагропрома СССР техническое обслуживание автомобилей также организуется по планово-предупредительной системе ТО и ремонта.

3.2. Виды, периодичность и трудоемкость проведения технического обслуживания автомобилей

Согласно действующему положению техническое обслуживание автомобилей по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО),

первое техническое обслуживание (ТО-1),

второе техническое обслуживание (ТО-1),

сезонное техническое обслуживание (СО).

Кроме, того, предусмотрено обязательное проведение ежегодного технического осмотра органами Госавтоинспекции.

Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида. Выполняя ТО, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом.

Работы по ТО выполняет водитель после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию в гараже хозяйства.

Номерные виды технического обслуживания автомобиля выполняется строго по графику, в обязательном порядке, после установленного нормативами пробега, в полном объеме работ.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ТО. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки. ТО-1 производится в межсезонное время в профилактории хозяйства силами слесарей по ТО.

Второе техническое обслуживание помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большого с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах. и контроль- измерительных установках.

ТО-2 проводится в рабочее время со снятием автомобиля с линии на 1 рабочий день на станциях централизованного технического обслуживания и ремонта автомобилей. РАПО. Обычно во время проведения ТО-2 проводятся и необходимые работы по текущему ремонту, причем если обнаруживаются трудоемкие ремонтные работы, то автомобиль переводится с поста 10 в зону ремонта.

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону,, проверка системы топливо- подачи и промывка топливного бака. перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы в кабине автомобиля.

Перед ТО-1 и ТО-2 автомобили проходит диагностирование и выявление неисправности устраняют текущим ремонтом, выполняемым в зависимости от его объема и характера или до ТО, или совместно с ТО.

Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации. В сельском хозяйстве в основном имеют место условий эксплуатации 2 категории, нормативный пробег по которым приведен в таблице 1.

Таблица1.

Периодичность технического обслуживания автомобилей.

Тип автомобиля Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 То-2
  ЕТО – один раз в смену    
Автомобили легковые    
Автомобили грузовые выпуска    
Автобусы    
Специальные автомобили на шасси грузовых выпуска после 1963г    
Сезонное 2 раза в год

Примечание:

1. В тех случаях, когда месячный пробег автомобилей меньше норматива периодически до ТО-1 (спец. машины или внутрихозяйственные перевозки), то график обслуживания составляется из расчета выполнения ТО-1 два раза в месяц, а ТО-2 один раз в два месяца.

2.Прицеп и полуприцепы обслуживаются по графику автомобилей, с которыми они эксплуатируются.

В таблице 2 приведены нормативы трудоемкости на одно ТО по автомобилям.

Таблица 2. Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей выпуска

после 1972 года

Тип подвижного состава Марка и модели подвижного состава Нормативы трудоемкости, чел-ч
ЕО ТО-1 ТО-2 Тр на 1000км. пробега
           
Легковые автомобили Малого класса (рабочий объем двигателей от 1,2- 1,8., сухая масса автомобиля 850-1150 кг)   Среднего класса (1,8-3,5 л., 1150-1500кг)     ВАЗ (кроме 2121) Москвич-2138     ГАЗ-24-01 ГАЗ-24-07 ГАЗ-24-27     0,3     0,35 0,5 0,5     2,3     2,5 2,9 3,3     9,2     10,5 11,7 12,3     2,8     3,0 3,2 3,4
Автобусы Особо малого класса (для нардо 5м)   Малого класса 6,0-7,5м)   Среднего класса (8,0-9,5м)     Большого класса (10,5-12,0м)   РАФ-2203   ПАЗ-672 КавЗ=685   ЛАЗ-695Н ЛАЗ-697Н ЛАЗ-697Р ЛАЗ-695НГ   ЛиАЗ-677М ЛиАЗ-677Г   0,5   0,7 0,7   0,8     0,95   1,0 1,15   4,0   5,5 5,5   5,8     6,6   7,5 7,9   15,0   18,0 18,0   24,0     25,8   31,5 32,7   4,5   5,3 5,5   6,5     6,6   6,8 7,0    
Грузовые автомобили Общетранспортного назначения Малой грузоподъемности (полезная нагрузка до 3,0 т) 0,4 т 1,0 т     Средней грузоподъемности (от 0,3 до 5,0 т) 4 т 4 т Большой грузоподъемности (от 5,0 до 0,8 т) 5,0 (6,0 т)   7,5т Особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более) 8,0 т       ИЖ-2751 КрАЗ-762А УАЗ-451М,ДМ ГАЗ-52-04 ГАЗ-52-07 ГАЗ-52-27     ГАЗ-53А ГАЗ-53-07   ГАЗ-53-27 ЗИЛ-130 ЗИЛ-130Х ЗИЛ-138 ЗИЛ-138А КАЗ-608 УРАЛ-377   МАЗ-5335 МАЗ-500А КаМАЗ-5320 КрАЗ-257     0,2 0,3 0,03 0,4 0,55 0,55     0,42 0,57   0,57 0,45 0,45 0,6 0,6 0,35 0,55   0,3 0,3 0,5 0,5     2,3 1,4 1,5 2,1 2,5 2,9     2,2 2,6   3,0 2,7 2,2 2,9 3,5 3,5 3,8   3,2 3,4 3,4 3,5     7,2 7,6 7,7 9,0 10,2 10,8     9,1 10,3   10,9 10,8 10,8 11,8 12,6 11,6 16,5   12,0 13,8 14,5 14,7     2,8 2,9 3,6 3,6 3,8 4,2     3,7 3,9   4,1 4,3 3,9 4,2 4,0Х 4,6 6,0   5,8 6,0 8,5 6,2
Прицепы и полуприцепы Одноосные прицепы, малой и средней грузоподъемности (полезная нагрузка до 3 т)   Двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 0,8 т)   Двухосные прицепы особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более)   Полуприцепы особо большой грузоподъемности (8,0 т и более)   всех моделей   всех моделей   всех моделей     всех моделей   0,1   0,2-0,3   0,3-0,4     0,2-0,3   0,4   0,8-1,0   1,3-1,6     0,8-1,0   2,1   4,4-5,5   6,0-6,1     4,2-5,0   0,4   1,2-1,4   1,8-2,0     1,1-1,45
Х Приведены варианты для автомобиля ЗИЛ –130 выпуска с 1980 г.

3.3 Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобилей

Перед проведением операций ТО-1 и ТО-2 необходимо автомобиль очистить и вымыть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: