Классическое средневековье. Готика

От города искусств к открытию мира.

Расцвет городской культуры.

К середине 12 века в Европе формируется новое художественное течение, распространяются новые стилистические принципы, новые эстетические формы, рожденные к жизни при создании соборов Северной Франции. Возникает готическое искусство, ставшее определяющим для целого долгого периода европейской культуры.

Развитие средневекового искусства и архитектуры, достигшее общеевропейского размаха, приводит к середине 12 века к возникновению новых формальных и концептуальных тенденций; они зародились при строительстве соборов на Севере Франции, распространились до южных берегов Средиземного моря и продержались до начала 16 века. Образное мышление и архитектурные традиции готики в эпоху гуманизма критиковали, обвиняя в явной неклассичности: «манеру, найденную готами» (Вазари), считали беспорядочной и варварской. Однако уже в эпоху барокко великие архитектор Борромини и Гуарини сумели разглядеть техническое совершенство и оригинальность форм. 19 век с его романтическим воображением по достоинству оценил готику, благодаря Раскину и Вьолле –де – Дюку. В наше время исследователи разработали новую методологию. Опирающуюся на стилистическую эволюцию или топографические особенности. Некоторые ученые (Панофски и Фон Симсон) выявили связь готики со схоластической философией и метафизикой света. Берущей начало в неоплатонизме; Дюби настаивает на важной роли социального и религиозного контекстов.

В архитектуре новыми были роль геометрии и рисунка в проектировании, модернизация процесса строительства, его организации и технологии, сказавшемся в новом, продуктивном и экономичном, представлении о стройке как предприятии, где работа ведется одновременно на разных фронтах и где каждый имеет свое поле деятельности – техническое или декоративное. В результате задача архитектора включает в себя все больше интеллектуальных и организаторских моментов. Появляются имена зодчих: Пьер де Монтрей (1200 –1266), Петер Парлер (1330 –1399), Ульрих фон Эзинген. «Французская манера» (opus francigenum) получает распространение и в период господства монархии Капетингов распространяется на значительную часть Европы. Монашеские ордена были заинтересованы в экономии времени и материалов, возможность которой давало готическое строительство. Графический прием масштабного рисунка стал основным способом отображения моделей и идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: