Стилистический язык неоклассицизма складывается из различных элементов «внося симметрию в характерные для рококо орнаментальные мотивы. На переходном периоде неоклассицизм еще сохраняет изысканное изящество, но уже щеголяет приемами «в греческой манере», выставляя их напоказ, точно партийную эмблему… Отношения между рококо и неоклассицизмом можно назвать войной завитка с геометрическим орнаментом… Уже с 30-х годов 18 века начинают проявляться усталость от искривленности линий и пресыщение пышностью рококо (Вольтер, «Храм вкуса, 1730; Жак-Франсуа Блондель «О планировке загородных домов» и др.), в то время как древние, чье благородство и простота представляют собой контраст с изнеженной фривольностью господствующего стиля, вызывают все больше восхищения» (Марио Прац).
Рационалистические и утопические элементы неоклассицизма зародились в теориях энциклопедистов, веривших в воспитательную силу искусства, которое должно открыть путь нравственного возрождения. Дидро призывал «изображать привлекательной добродетель, а порок клеймить и высмеивать», чтобы понятие прекрасного олицетворяло добро и благие деяния. На первый план выходит социальная природа искусства, а значит и социальная ответственность художника-творца.
|
|
Неоклассицизм как идеология.
Утверждение неоклассицизма происходит в силу исторических и социальных преобразований. Теоретические обоснования, археологические открытия, эстетическое направление способствовали выражению новой идеологии, диктующей единство выразительных средств.
1. Финансовый кризис начала 70-х
2. Социальные противоречия во Франции, результатом которых явился упадок абсолютной монархии. Революция 1789 года.
3. Необратимые социальные процессы в европейских странах.
Выразительные особенности художественного языка неоклассицизма соответствовали революционным настроениям. Художники – революционеры искали в истории и искусстве древних общечеловеческий идеал в духе Ливия и Платона. Именно безупречные сточки зрения этики и эстетики образцы античности олицетворяли вершину нравственного совершенства.
Искусство на первый план выдвигает воспитательную задачу:
- назидательность содержания
- проповедь строгой морали
- для стилистики характерны пуританская чистота и спартанская простота