- В каких сферах деятельности человека проявился кризис человеческой цивилизации на рубеже второго и третьего тысячелетия?
- Каковы основные характерные черты современного естествознания?
- В чем заключается различие и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной традиции при изучении природы?
- Как следует понимать утверждение, что современная наука утратила веру в простоту окружающего мира?
- Какие основные правила научного познания предложил Р. Декарт? Сравните эти правила с «правилами умозаключений в физике» И. Ньютона?
- Каковы особенности натурфилософского познания природы? В чем смысл основных натурфилософских идей Гераклита?
- Что такое пифагорейский взгляд на мир? Каковы цели и идеалы школы Пифагора?
- Каковы основные положения атомистического учения Демокрита?
- Как выглядит круг научных интересов и достижений Аристотеля?
- В чем заключается содержание «системы мира» Птолемея?
- Что внесли в науку Архимед, Гиппократ, Евклид?
- Что такое научная революция?
- В чем смысл достижений биологической науки в Х1Х веке?
- Каковы основные особенности современного этапа развития естествознания?
- 2. Какова роль естествознания в формировании мировоззрения в современном обществе?
- Почему именно в Древней Греции начался процесс зарождения элементов научного мышления?
- Какое значение для развития естествознания имело творчество Р. Декарта, И. Ньютона?
- Кто из древнегреческих философов придерживался концепции атомизма?
- Какие научные открытия совершили Н. Коперник, И. Кеплер?
- Каким образом взаимодействия в природе рассматриваются в рамках концепций дальнодействия и близкодействия?
- Можно ли рассматривать историю естествознания как смену научных парадигм?
- По какой причине физика занимала лидирующее место среди других естественных наук в течение последних столетий?
- Что характерно для физического изучения окружающей реальности?
- Какие 4 концептуальные системы \по Гейзенбергу\ можно выделить в теоретической физике?
- Из каких свойств вещества возникли понятия «инертная» и «гравитационная» масса?
- Что такое температура?
- Каковы основные положения механики Ньютона? Каким образом он «упростил» материальный мир, чтобы сформулировать свои законы? Какие понятия ввел Ньютон?
- Почему система уравнений электродинамики Максвелла является замкнутой системой согласованных уравнений?
- Какие виды взаимодействий рассматриваются в физике, охарактеризуйте каждое из них?
- Что такое фундаментальные константы? Какова их роль в физике и в моделях Вселенной?
Астрономия
|
|
1. Какие разделы астрономии вы знаете?
2. Как называется наша Галактика и самые ближние к нам галактики?
|
|
3. Что такое рентгеновское излучение?
4. Сформулируйте парадоксы Ольберса, Зеелигера?
5. Каковы основные этапы эволюции звезд?
6. Из какой физической теории следует, что Вселенная расширяется, и какими измерениями подтверждается это свойство?
Химия.
Вопросы для семинаров, самостоятельной работы.
1. Что вам известно о возникновении химической науки?
2. Перечислите основные разделы химии.
3. Каковы различия и особенности физических и химических процессов?
4. Какие четыре уровня обобщения представлений о химических веществах выделяются в современной химии?
5. Каковы основные принципы и законы химии?
6. Каковы практические применения достижений химии?
Биология
1. Что представляют собой четыре постулата биологии?
2. Какова связь первых двух постулатов с теорией наследственности, а двух вторых с теорией эволюции?
3. Чем фенотип отличается от генотипа?
4. Какова эволюция понятия «жизнь» у разных исследователей и каково современное понимание этого термина?
5. Какие медицинские приложения биологических знаний вам известны?
6. В чем смысл основных взаимодействий биологии с другими науками?
Биосфера.
1. Каковы четыре уровня организации живого \охарактеризуйте каждый из них\?
2. Что такое ген? Как формулируются законы Менделя о наследственности?
3. Чем характеризуется состав и структура ДНК?
4. Что такое мутации \ приведите примеры мутаций\?
5. Какова роль генетического кода в науке о наследственности?
6. Что представляет собой онтогенетический уровень живого? Что такое клетка, каковы ее состав и свойства?
7. Как соотносятся между собой морфогенез и концепция самосборки?
8. В чем смысл концепции В.И. Вернадского о биосфере?
Общие вопросы к разделу.
1. Как можно определить феномен жизни?
2. Какие иерархические уровни организации специфичны для живой природы?
3. Какова роль «живого вещества» в биосфере?
4. Что такое биогеоценозы?
5. Какова структура клетки и какие процессы в ней происходят?
6. Как хранится и передается генетическая информация?
Вопросы для зачета 1 курс.