Материалы к Л-3
Тема: Понятие национальной безопасности Российской Федерации и её связь с информационной безопасностью.
Перечень литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом РФ 09 сентября 2000 года.
Понятие и структура национальной безопасности Российской Федерации
В современном мире проблему национальной безопасности выделены в отдельную отрасль политической науки и политической деятельности, значение которой постоянно растет. От уровня национальной безопасности зависит само существование и развитие человека, общества, государства. Процессы глобализации, усиление единства мира с одновременным углублением его национальной разнообразия, революция в военной сфере привели к изменению угроз и опасностей для человечества, отдельных наций и государств, требует новых подходов к глобальной, международной и национальной безопасности.
|
|
Наиболее острой проблема национальной безопасности оказалась для современных посткоммунистических государств. Для него характерны обострения социальных противоречий, которые провоцируют конфликты в различных сферах жизни общества, угрожают его национальной безопасности. Создание эффективной системы обеспечения национальной безопасности РФ, модернизация ее военной политики в соответствии с требованиями времени является составной частью государственных процессов в РФ. Существование РФ как суверенного и стабильного государства, ее прогрессивное развитие, самосохранения и безопасность невозможны без разработки и внедрения целенаправленной системы политики защиты национальных интересов от внешних и внутренних угроз. Все это обусловливает актуальность проблем национальной безопасности РФ.
Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших, сложных многоаспектных и интегральных явлений общественной и политической жизни. Теория национальной безопасности - это метанаука, которая объединяет прикладные аспекты социальных, военных, гуманитарных, технических, психологических, биологических и других наук с целью исследования сущности, содержания, методов, форм и средств обеспечения безопасности личности и социальных общностей различных уровней. Поэтому при изучении национальной безопасности используют немало категорий, в частности такие: безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, объекты национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, факторы обеспечения безопасности, угрозы, опасность, система обеспечения национальной безопасности, принципы национальной безопасности, функции национальной безопасности и т.п.
|
|
Безопасность - это состояние, когда никому, чему-нибудь ничто, и никто не угрожает; в тоже время это и деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и предотвращения угрозы, способной уничтожить материальные и духовные ценности, помешать их прогрессивному развитию. Наличие безопасности является необходимым условием и одним из основных мотивов жизнедеятельности человека, общества, государства и мирового сообщества.
С возникновением национальных государств, преобразованием их в основной субъект международных отношений, безопасность приобрела характер национальной безопасности. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1558 - -1679 гг.) в свое время сказал: национальная безопасность - не просто центр государственнической деятельности, она - главный смысл существования государства. Без нее, считал Гоббс, вообще невозможно любое государство.
Понятие национальной безопасности отражает ведущую роль нации - политического, государственно-общественного сообщества - как носителя интересов развития общества, указывает на то, что национальная государственность остается основной формой политической организации общества, а национальное государство продолжает играть роль важного субъекта международных отношений.
В современном взаимосвязанном, взаимозависимом мире одной из величайших ценностей стала самостоятельная государственность. XX век стал триумфом национальных государств. Если перед Первой мировой войной в мире было 62 независимых государств, 1946 г. - 74, то к концу XX в их число увеличилось более чем втрое, до 193 государств. Национальная безопасность отражает состояние защищенности национальных интересов самостоятельных государств. Игнорирование национальных государств, их суверенитета и интересов - это ошибочный путь, который приводит к конфликтам.
В XX понятия национальной безопасности впервые введено в политический лексикон в послании Т. Рузвельта Конгрессу США в 1904 году, где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Основные идеи современного понимания национальной безопасности были изложены в "Законе о национальной безопасности", принятом в США 1947 г. Для обеспечения национальной безопасности предусматривалось решение трех главных задач:
- укрепление координации между внешней, внутренней и военной политикой;
- повышение потенциала и возможностей разведки;
- рационализация "оборонного сотрудничества" с вооруженными силами.
Национальную безопасность в дальнейшем рассматривали преимущественно в военно-политическом аспекте как проблему обороны государства.
Для развития современного человечества свойственно рост национального сознания. В этом явлении отражены не только элементы здоровой реакции на экспансию в мире глобализма, но и подтверждение того, что национальный фактор остается источником исторического прогресса.
Нация - это не преходящая ценность, а современная форма самоорганизации общества, благодаря которой универсальные права человека различных этнических, культурных меньшинств и экономических сообществ приобретают конкретное содержательное наполнение.
В государствах современного мира национальная безопасность стала неотъемлемым атрибутом, своеобразным категорическим императивом их внешней, внутренней и военной политики. На понимание понятия национальной безопасности влияют исторический и политический опыт государств, характер политических режимов, особенности международной ситуации в конкретный исторический период, цели внешней, внутренней и военной политики и т.п.
|
|
В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" используются следующие основные понятия:
6. "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
"национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
"угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;
"стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
" система обеспечения национальной безопасности " - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
"силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
|
|
" средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
7. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.