Детский коллектив - сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформальная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).
Неформальная структура коллектива - это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры коллектива.
В системе межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место, имеет свою социальную диспозицию:
- "звезда" - бесспорный лидер;
- "предпочитаемый" - пользуется симпатиями большинства;
- "принятый" - признается двумя-тремя приятелями;
- "непринятый" - к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно;
- "отверженный" - с ним активно не хотят общаться.
Кроме того, в неформальной структуре существует негласное распределение ролей, например: "классный клоун", "миротворец", "банкир",и др. В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура (прозвища, негласный свод правил, устное творчество) и свои традиции общения (любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды). Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация воспитанников: выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними.
Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях "взаимной ответственности", которые складываются и развиваются в обшей деятельности под руководством выборного органа коллектива.
В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют некие социальные роли - это поручения. Поручение дается открыто, оно имеет конкретное содержание (например, дежурный по классу), длительность и "границы" ответственности (дежурный отвечает за чистоту в классе в течение всего учебного дня, за порядок на столах, в его полномочиях и уход за цветами на окнах), степень подчиненности (дежурный по классу отчитывается перед членом совета по санитарно-хозяйственным делам).
В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни: традиционные формы деятельности, праздники, ритуалы, традиции решения острых проблем и конфликтов.
Первичный коллектив - это своего рода неделимая часть коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспитанника. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного "прикосновения" к личности ребенка.
Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянные контакты его членов, поэтому он не может быть численно большим.
Создавая первичные коллективы, непременно следует учитывать принцип "кто с кем хочет", то есть желания воспитанников быть вместе и сотрудничать.
Настоящий первичный коллектив - разновозрастный, где разница в возрасте между старшими и младшими не превышает 3-5 лет. Современная этнография и этнопсихология подтверждают, что в истории культуры все естественные детские объединения всегда складывались как разновозрастные. Взаимодействие старших и младших имеет большое социально-статусное и ценностное значение: учит распределению ролей в обществе и дает представление о преемственности норм, правил, ценностей жизни.
Общий коллектив составляется из совокупности первичных коллективов как "дифференцированное единство" (В. А. Караковский). Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей, не может выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как "клеточка" общего коллектива. Только в общем коллективе развиваются и обогащаются главные признаки воспитательного коллектива:
- осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей складывается, когда первичный коллектив участвует на равных с другими такими же коллективами в общем деле;
- выстраивается определенная структура внешних и внутренних связей, обогащаются "горизонтальные" контакты (между ровесниками, например в параллели классов) и "вертикальные" (между старшими и младшими), расширяется диапазон деловых контактов, поручений;
- когда решение принимается выборным органом общего коллектива, куда делегируются представители от всех первичных коллективов, складывается общая ценностно-нравственная атмосфера (своего рода "дух школы"), которая во многом определяет отношение воспитанников к своему коллективу.