Проектирование информационной системы Интернет-магазина

Пример.

Описание объекта автоматизации Фирма занимается продажей бытовой техники через сайт в глобальной системе Интернет. Заказы принимаются через интерфейс сайта и обрабатываются менеджерами организации в административной консоли. Заказ включает в себя неограниченное количество товаров всех возможных видов. Покупателем может выступать физическое или юридическое лицо. Процесс обработки заказа включает следующие этапы:
  • 1. Прием заказа
  • 2. Подтверждение заказа
  • 3. Комплектация заказа
  • 4. Доставка заказа
  • 5. Учет продажи
При доставке товара покупателю предоставляется экземпляр накладной и чек по оплате заказа. Также печатается счет-фактура и счет в случае оплаты безналичным платежом. Заказы доставляются курьерами и транспортными компаниями в случае доставки в регионы России. Весь товар учитывается на складе. Поставки товара осуществляются поставщиками и оформляются приходными накладными. Заказ может находиться в нескольких состояниях.
  • укомплектован (на складе есть весь товар по заказу);
  • ожидает комплектации (на складе нет всего товара по заказу);
  • в пути (у курьера, в транспортной компании);
  • оплачен;
  • в архиве.
В системе должно быть предусмотрено ведение базы данных, которая должна включать информацию о покупателях, поставщиках, товарах, заказах, службах доставки. Должна быть предусмотрена возможность размещения товаров в различных рубриках каталога для удобного отображения продаваемого товара на виртуальной витрине Интернет-магазина. Необходим контроль текущих статусов заказов, места нахождения товара (склад, курьер, транспортная компания). При подтверждении заказа товар, входящий в заказ, должен резервироваться. При приеме товара, пришедший товар должен распределяться по заказам, требующим комплектации, должно обновляться количество товара на складе, пересчитываться себестоимость товара. Система должна генерировать отчеты по продажам и закупкам за период времени, отчеты о работе курьеров, отчеты о текущем местонахождении товаров. Пользователи системы должны делиться на ролевые группы:
  • администратор;
  • менеджер склада;
  • менеджер по закупкам;
  • менеджер сайта;
  • кладовщик;
  • кассир.
Продукция компании Организация занимается продажей электротоваров через Интернет-магазин. Предлагается следующие виды продукции:
  • Автоэлектроника
  • Аудиотехника
  • Видеотехника
  • Телевизоры
  • Плазменные панели
  • Оборудование TV/SAT
  • Навигаторы
  • Портативная техника
  • Фотоаппаратура
  • Бытовая техника
  • Климатическая техника
  • Мебель для TV/аудио
  • Панели управления
  • Офисная техника
  • Мобильные телефоны
  • Техника для дачи
Номенклатура продукции составляет около 6000 товаров. Техническое задание на разработку программного изделия Введение В курсовом проекте будет описан процесс разработки информационной системы для действующей организации, занимающейся торговлей через глобальную сеть Интернет. Организация имеет широкую, постоянно расширяющуюся базу клиентов и партнеров. В связи с этим повышается и сложность учета операций, происходящих в организации, растут потери, возникающие из-за ошибок учета, замедляется процесс обслуживания. Между тем, достигнуть конкурентного преимущества в такой быстро развивающейся сфере, как Интернет-торговля, невозможно без ускорения обработки заказов, точного контроля над исполнением заказов, оперативного управления каталогом товаров и ценообразованием. Организация имеет в настоящее время действующую информационную систему. Однако требования к системе с каждым днем растут, и проблемы, возникающие из-за отсутствия тех или иных функций, обостряются. Задачи, которые предстоит решить в рамках проектирования информационной системы можно разделить на 3 группы:
  • пользовательское представление;
  • управление витриной магазина;
  • управление складом
В рамках пользовательского представления решаются следующие задачи:
  • ведение личных кабинетов пользователей;
  • обеспечение поиска товаров в каталоге;
  • накопление и оформление заказов;
  • создание форума для возможности обсуждения различных аспектов деятельности магазина пользователями.
Задачами управления витриной являются:
  • ведение каталога товаров;
  • управление платежными системами и вариантами оплаты;
  • управление системой скидок;
  • автоматический расчет стоимости доставки для различных курьерских и почтовых служб;
  • управление пользователями (покупателями);
  • ведение информационных разделов на сайте Интернет-магазина;
  • обслуживание заказов.
Реализация функциональности управления складом включает решение следующих задач:
  • учет товаров на складе;
  • прием товара на склад;
  • отгрузка товаров;
  • планирование закупок;
  • ведение информации о поставщиках;
  • фиксирование информации о финансовом обороте;
  • формирование документов принятой формы на каждом этапе работы;
  • импорт данных, поступающих от контрагентов.
Задачи, которые должны быть решены в целом по системе:
  • мониторинг действий, производимых в системе;
  • разграничение доступа к различным функциям, реализованным в системе.
  Функции подсистемы управления Интернет-магазином Витрина Ведение форума Форум предоставляет удобный пользовательский инструмент для обсуждения различных аспектов как деятельности магазина в целом, так и конкретных товаров частности. В существующей ИС реализованы следующие возможности:
  • просмотр тем форума;
  • добавление новой темы;
  • добавление нового сообщения к теме
Существующую функциональность форума необходимо дополнить возможностью поиска сообщений и тем в форуме по введенному тексту и дате. Поиск по сайту Поиск организован только по каталогу сайта. Введя в поле поиска ключевое слово, пользователь попадет на страницу вывода результатов, содержащей форму и интерфейс сужения поиска, состоящий из набора ключевых критериев, определенных в настройках категории или товарной позиции. Возможности поиска необходимо расширить, реализовав поиск в информационных разделах. Ведение и расчет корзины покупателя Пользовательская корзина заказов обеспечивает накопление товарных позиций для последующего оформления. Используя интерфейс корзины заказов, покупатель может изменить количество товара по каждой позиции или удалить позицию целиком. Оформление заказа Оформление заказа — пошаговый этап с привязкой к результатам каждого предыдущего шага. Со стороны покупателя подсистема обеспечивает накопление и оформление заказа. В частности, выполняются действия: выбор доставки, выбор оплаты, внесение личных данных, получение счета и уведомления. Дополнения Функциональность витрины планируется расширить, реализовав функцию ведения личного кабинета пользователя. Бэк-офис Управление деревом каталога товаров В существующей системе каталог представлен двумя уровнями вложенности. Работники имеют возможность совершать следующие действия по управлению структурой каталога: добавление, редактирование, удаление категорий товаров; активация/деактивация категории. В новой системе планируется организовать каталог без ограничений уровней вложенности. Также необходима возможность перемещения веток дерева в другие категории. Управление товарами Управление товарами предполагает возможность совершения следующих действий по управлению товарными позициями:
  • добавление, редактирование, удаление позиций товаров;
  • назначение статуса выбранным полям описания товара для привязки к системе поиска;
  • механизм защиты от дублирования товарных позиций;
  • перемещение товара по иерархии категорий;
  • возможность выставлять/снимать с продажи товарные позиции;
  • связь товаров с другими позициями: для каждой позиции или категории можно будет создать неограниченное количество смежных ссылок, которые будут отображаться при обращении к данной позиции, в определенном дизайном месте.
В новой системе предполагается реализовать:
  • возможность заведения неограниченного числа полей для товарной позиции;
  • привязку товара к неограниченному числу категорий каталога.
Обслуживание заказов В рамках данной функции реализованы следующие возможности:
  • ручное редактирование данных в заказе (изменение информации о покупателе, изменение состава заказа и т.п.);
  • поиск заказа по любому полю данных клиента или товарной позиции в заказе;
  • получение отчетов о закупках, генерируемый автоматически по результатам обработки заказа, с указанием товара, его количества, места закупки и корректирующими комментариями менеджера;
  • пакетная печать исходящих документов по текущему заказу.
В связи с планируемым слиянием складской программы и Бэк-офиса, предполагается расширить перечень возможных статусов заказов. Изменение статуса во многих случаях должно происходить не напрямую, а автоматически при наступлении соответствующих условий. Отчеты о закупках генерируются в настоящий момент исходя из отметок менеджеров. Планируется сделать автоматическую генерацию отчетов, зависящих от реального состояния склада и сделанных заказов. Управление платежными системами В системе обеспечивается:
  • активация/деактивация выбранной платежной системы или варианта оплаты;
  • добавление, удаление платежных систем.
Предполагается добавление систем непосредственного приема денег, электронных Интернет платежей (типа web money), платежей банковских систем. Мониторинг Данная функция решает задачи, связанные с учетом и статистикой. Реализована следующая функциональность:
  • мониторинг изменений и действий менеджеров;
  • статистика посещений карточек товаров (по дате, по числу просмотров, по числу переходов);
  • статистика просмотров различных страниц сайта.
Необходимо дополнить функциональность учетом активности посетителей в отношении конкретного товара (группы). Управление информационными разделами Система управления Интернет-магазином позволяет добавлять, редактировать, удалять новости на определенную дату публикации. Планируется реализовать управление другими информационными разделами, такими как статьи, описания предоставляемых услуг и другие. Учет товаров на складе В рамках данной функции производится работа со списком товаров:
  • добавление, изменение, удаление товаров;
  • выбор товаров в группу для анализа;
  • печать полного списка товаров или списка выбранной группы товаров;
  • списание товаров с генерацией акта о списании;
  • переоценка товаров с генерацией акта о переоценке;
  • возврат товара поставщику с генерацией расходной накладной;
  • просмотр раскладки товара или группы товаров (какое количест­во находится в данный момент времени на реализации и у каких клиентов).
Прием товара на склад Прием товара на склад оформляется приходными наклад­ными. В системе можно учесть новую приходную накладную, просмотреть, распечатать, удалить какую-либо из ранее учтенных приходных на­кладных. Отгрузка товаров Отгрузка товаров сопровождается расходными накладны­ми. В системе можно отпустить товар по новой расходной накладной, про­смотреть, распечатать, удалить какую-либо из старых расходных накладных. Планирование закупок
  • Отслеживание недостающих для комплектации заказов товаров;
  • Получение отчета о динамики покупок различных наименований продукции
Ведение информации о поставщиках
  • Добавление, изменение, удаление поставщиков;
  • Получение отчетов по закупкам у каждого поставщика
Ведение информации о клиентах
  • добавление, изменение, удаление клиентов;
  • изменение каких-либо характеристик клиента;
  • печать списка товаров, которые в данный момент времени находятся у выбранного клиента;
  • расчет с выбранным клиентом за проданные ему товары с генерацией и печатью товарного отчета;
  • возврат выбранным клиентом товаров, которые находи­лись у него на реализации
Реализация данных возможностей является критичным фактором для организации. В качестве клиентов выступают так называемые склады. Однако из-за того, что система не учитывает специфики предметной области, она не всегда может отразить реальные данные. Фиксирование информации о финансовом обороте В системе есть возможность учитывать кассовые операции по приходу (рас­ходу) наличных денег в кассу, заводить и в дальнейшем корректировать список наиболее часто используемых примечаний к кассовым операци­ям. Формирование документов принятой формы на каждом этапе работы В системе предусмотрена возможность формирования и печати следующих документов установленной формы:
  • оборотная ведомость за заданный период работы;
  • кассовый отчет за заданный период работы;
  • акты списания товаров;
  • акты переоценки товаров;
  • товарные чеки;
  • товарные отчеты
Дополнения Для организации важна не только информация о количестве товара на собственном складе, но и информация о наличии товара у поставщиков. Поставщики снабжают организацию прайс-листами с указанием наличия товаров на их складах. Поэтому критичной функцией для организации является импорт данных, поступающих от контрагентов. Все функции, реализованные в системе управления складом, важны. Однако их выполнение в данной системе не учитывает предметной области. Отсутствие связи с подсистемой управления Интернет-магазином не дает повысить скорость, оперативность и точность исполнения заказов, а также качество необходимой аналитической информации. Документооборот существующего технологического процесса Формы документов представлены в приложении 1. Пользователями информационной системы являются сотрудники организации, имеющие доступ к управлению Интернет-магазином. В настоящий момент с системой работают 13 пользователей. Не все пользователи должны иметь доступ к одинаковому набору функций. Перечень действий, которые может осуществлять в системе работник, зависит от его обязанностей в организации. В связи с этим предполагается разделить всех сотрудников на так называемые ролевые группы. Каждая группа имеет доступ к определенному набору функций. В существующей информационной системе все сотрудники имеют одинаковые права. Существует процедура авторизации. В настоящее время в организации можно выделить следующие ролевые группы пользователей:
  • администратор;
  • менеджер склада;
  • менеджер бэк-офиса;
  • кладовщик;
  • кассир.
Однако в связи с планируемым расширением компании могут появиться новые ролевые группы. Поэтому в системе должна быть предусмотрена возможность управления списком ролевых групп и их правами. Доступ в систему будет осуществляться по паролю и логину. После успешной авторизации пользователь получает возможность осуществлять доступные его ролевой группе бизнес-процессы. Один пользователь может одновременно входить в несколько ролевых групп. В этом случае его права суммируются.     Проектирование информационной системы интернет-магазина
  Схемы потоков данных рассматриваемой проблемной области Условные обозначения Информационная система состоит из трех функциональных подсистем:
  • витрина;
  • БО-бэк-офис;
  • склад
Схема взаимодействия подсистем Подсистема Витрина Схема 1. Работа пользователя на витрине

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: