Общество как ценностно-номативная система. Роль норм и ценностей в системе культуры. Культура и нормативные регуляции поведения

Общество – определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. (Осипов)

Система – предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. (Осипов) [3]

Культура – биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты); организованные совокупности этих артефактов; созданная самими людьми динамическая среда существования и самореализации людей; источник регулирования социального взаимодействия и поведения людей. (Осипов)

Культура посредством ценностей создает регулятивный механизм социальной жизни. Данный механизм – сложно организованная система, в которой помимо ценностей, осуществляющих общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы, которые достаточно конкретно предписывают, какие поступки и действия должны совершать люди. Норма нравственная - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Норма социальная - система представлений, составляющая определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий. Н.С. (Ю.И.Рысь, В.Е.Степанов) – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Нормы: моральные, правовые, социальные опираются на них (нормы-правила, нормы-ожидания), нормы запрета, нормы поощрения. Соблюдение принятых в данном об-ве ценностей и норм поведения осуществляется посредством механизма социального контроля. Способность каждой культуры и об-ва сохранять свою устойчивость и целостность зависит от того, что как и насколько контролируется в рамках данной культуры, об-ва. Контроль осуществляется через формальные и неформальные санкции. Культура - некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям. Культура доминирующая - совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Культура нормативная - совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определенные социальные действия. Культурная норма (Кравченко) – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Все социальное наследие - синтез материальной и нематериальной культур. Такой материальный продукт деятельности людей стал частью культуры, он должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании. Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества - каркас культуры, ее основа и защита от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

Границы культуры и общества не идентичны (напр. римское право является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные общности). Каждое единичное общество может включать в себя разные культуры. Типологии культур: по связи с религией (культуры религиозные и светские); по региональной принадлежности (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); по принадлежности к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); по хозяйственному укладу (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); по этнической принадлежности (народная, национальная, этническая культура); по уровню мастерства и типу аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Ценности - это человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого; задают одну из возможных рамок социокультурной активности человека. Ц. порождаются культурой и позволяют: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы; конституируют процессы создания шкалы значимости; позволяют разделить мир сущего и мир должного, структурировать будущее как преодоление данных условий, как мир ценностнообоснованных целей; вносят "метафизическое измерение" в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны. Ц. воплощаются и реализуются посредством отличных от них универсальных культурных механизмов - через нормы. Основная методологичееская нагрузка понятия ценностей в теории социологии - абсорбировать неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) содержания, обнаруживаемые как иманентные в социальных системах, или служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Конструктивность же понятия ценностей в классической социологии связана с разработкой типологий ценностей на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий: в этих случаях ценность определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский). Ценность- то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе). Ценность- предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка).

Типологически Ц. разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц. Ценности могут быть: признанными (институционализированными); непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают Ц. направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема ценностей - одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика связывается, прежде всего, с анализом разных типов рациональности и их отражения в коммуникации



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: