Этнические общности. Межнациональные отношения

a. Этносы – это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка,сознанием нерасторжимости исторической судьбы (племена, народности, нации).

b. Нация – это исторически высшая форма этнососиальной общности людей, характеризующаяся единством территории, эк-ки, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания.

c. Национальное самосознание – отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлениями о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

d. Этноцентризм – свойство индивида, соц.групп, общностей воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некого всеобщего эталона. Термин «этноцентризм» введен У.Самнером(1906) и Гумплович (1883). Этноцентризм связан с противопоставлением «мы – они», лежащим в основе этнической самоиденфикации.

e. Национализм – состояние сознания этноса и социально – психологических ориентаций людей связанное проповедью собственной национальной выделенности или исключительности, необходимостью дополняемая недоверием к чужим этническим общностям.

* В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен являются нациями. В составе современной РФ более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

Национальный вопрос – это вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

* (по теме конфликты) – Консенсус – это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиций невозможно.

* В зависимости от основания, критерия, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

1. по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

2. по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

3. по форме: внутренние и внешние;

4. по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

5. по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

6. по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

7. по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

8. по сферам общественной жизни: эк-ие, полит-ие, этнические, семейно-бытовые и т.д.

Социальная политика - часть внутренней политики гос-ва, воплощенной в соц.программах и реальных условиях жизнедеятельности человека, с помощью которой оно регулирует отношения в обществе и удовлетворяет интересы различных групп населения.

* Социальное государство - гос-во, политика к-го направлена на создание своим гражданам условий для реализации социально-экономических и культурных прав человека.

* (По теме общество)

a. Доиндустриальное общество (архаическое, традиционное): господство сельского хоз-ва, семьи и традиции; главным сектором производства является заготовка сырья, к-ая осуществляется в рамках крестьянской семьи; такое общество стремится к удовлетворению главным образом только бытовых потребностей; в принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок».

b. Индивидуальное об-во – стремится к экономическому росту; главным сектором производства явл. Обработка и переработка материалов, к-ая осуществляется коллективами рабочих на фабриках и заводах; такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и к удовлетворению социальных потребностей; основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

c. «Постиндустриальное об- во» (термин был введен Д. Белл в 1974 г). Признаки постиндустриального общества:

1. число людей, занятых в сфере услуг, превышает 50% от всего населения.

2. большая роль научных исследований и знаний. Основной метод принятия решений – это использование разного рода оделий, аналитических методов и т.д.

3. основной потребностью постиндустриального общества является потребность в знаниях и технологиях, к-ые вырабатываются в спец.исследовательских институтах, лабораториях.

4. социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек», а не на уровне «человек – природа», как на предыдущих этапах.

5. ведущей технологией является умственная технология, а не ручной труд или механизированная технология, как на предыдущих этапах. По этой причине современное общество называют также «информационным обществом». Этот термин ввел японский исследователь Ионейи Масуда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: