Пример описания
| 1. Ж. Верн «Из пушки на Луну».
Ардан пытается убедить публику, что возможно долететь до Луны в снаряде.
«-Давайте разберемся в этом вопросе. Знаете ли вы, в какой срок добрался бы курьерский поезд до Луны? Всего в триста суток!... 86410 лье – что это за расстояние?! Разве нет моряков или путешественников, которые на своем веку проехали гораздо больше? Не забудьте, что я буду в дороге всего девяносто семь часов!»
«Его непринужденная манера рассуждать, видимо, нравилась собранию... Аудитория жадно ловила каждое его слово»...
«-Приведу вам кое-какие данные о скорости движения планет... Разве не очевидно, что не сегодня завтра при помощи электричества люди осуществят скорость более значительную?»...
«- Правильно! – воскликнул математик Мастон».
Методы воздействия ___________________________________________
| 2. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Заключенные стоят в колонне.
«Вышли начкар с контролёром из вахты, по обои стороны ворот стали, и ворота развели.
– Р-раз-берись по пятёркам! Пер-вая! Вто-ра-я!
Зашагали арестанты как на парад, шагом чуть не строевым»...
Методы воздействия ____________________________________________
| 3. Л.Толстой «Война и мир».
Пьер выехал из Москвы и на станции в Торжке встретился с масоном. Пьер сознается, что не верит в Бога.
“Вы не знаете его, оттого вы и несчастны» — отвечает старик.
Масон внушает ему, что высшая мудрость имеет одну науку — науку всего, науку, объясняющую все мироздание и занимаемое в нем место человека. Для того, чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому, прежде чем знать, надо верить и совершенствоваться.
«Пьер с замиранием сердца слушал этого чужого человека, не перебивал, не спрашивал, а всей душой верил тому, о чем он говорил ему. Верил, как верят дети, интонациям, убежденности... которые были в речи масона, дрожанию голоса, блестящим старческим глазам»...
Методы воздействия ____________________________________________
| 4. Л.Толстой «Война и мир».
Битва под Аустерлицем.
«... князь Андрей уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
- Ребята, вперед! – крикнул он по детски-пронзительно.
- Ура! Закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «Ура!» побежал вперед и обогнал его».
Методы воздействия ____________________________________________
| 5. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания».
Дети играют. «Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Ее надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь в кладовку, – пальмы, корабли, дворцы, горы»…
Они придумали жителя этой страны, моряка Джека.
«Джек стал настоящим полиглотом. Он разговаривал по-немецки, по‑английски, по‑французски и по‑итальянски. Я, изображая Джека, просто читал подряд словарь разговорных фраз. Получалось очень здорово. – Гром, молния, смерч, тифон, – говорил Джек, Спутник Моряков. – Доннер, блитц, вассерхозе!.. Я прибыл на пароходе, на корабле, пешком, на лошадях; пар мер, а пье, а шваль… Ун уомо ин маре. Вифиль ист дер бергелон?
Наш покровский день мы открываем подходным гудком еще в постелях. Это мы возвращаемся из ночной Швамбрании.
– Тихай! – командует Оська отгудев. – Бросай чалку!
Мы сбрасываем одеяла.
– Стой! Спускай трап! - Мы спускаем ноги».
Методы воздействия ____________________________________________
| 6. В.П. Авенариус «О Пушкине» (биографическая дилогия).
Экзамен для приема в Лицей. В кабинете министра народного просвещение графа Разумовского собрались записавшиеся к экзамену мальчики. Дядя Пушкина знакомит племянника Александра с внуками адмирала Пущина, Иваном и Петром. «Сидевший поблизости шустрый, востроглазый мальчуган с большим вниманием следил за завязывающимся между тремя сверстниками его знакомством; шепнув сидевшей рядом с ним даме: «Я, мама, тоже отрекомендуюсь», - он развязно подошел к ним и шаркнул ножкой.
- Позвольте и мне отрекомендоваться: Константин Гурьев».
Методы воздействия ____________________________________________
| 7. В.П. Авенариус «О Пушкине».
Профессор Куницын услышал, как ребята дразнят Пушкина прозвищем Француз, и сказал им:
- Вы, господа, кажется, и не подозреваете, что делаете ему честь, называя его Французом. Вы этим признаете только его превосходство над вами во французском языке. Или в вас говорит зависть? Не хотелось бы думать.
«Замечание было сделано с такою добродушною, благородною строгостью, что лицеисты не могли обидеться, а только смутились. Гурьев же, благоговейно сложив пальцы, проговорил как бы про себя, но настолько явственно, что нельзя было не расслышать:
- Как это верно, как хорошо сказано!
Он рассчитывал заслужить этим благосклонность профессора»...
Методы воздействия ____________________________________________
| 8. Л.Толстой «Война и мир».
«У Анатоля Курагина должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка»... Князь Андрей знал об этих беспутных увеселениях, в которых участвовал и Пьер.
Болконский говорит ему:
-... но одно прошу: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет к тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все...
Методы воздействия ____________________________________________
| 9.В июле 2008 г. премьер-министр В.В.Путин подверг резкой критике руководство компании «Мечел» (одной из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической областях), обвинив компанию в продаже сырья за рубеж по ценам в два раза ниже внутренних – свидетельство ухода от налогообложения.
Методы воздействия ____________________________________________
| 10. М. Твен. «Том Сойер».
Главный герой Том Сойер наказан. В качестве наказания обязанность побелить забор. Соседские дети пришли посмеяться. Том делает вид, что красить забор его любимое занятие. Он никому не может это право уступить. Ну, разве что близким друзьям и за небольшую плату. В результате право красить забор покупается в условиях жесткой конкуренции. Соседские дети не смеются над Томом, а платят ему за право поработать кистью. С одной стороны, обеспечил себе удобную позицию, защищающую его от насмешек приятелей. А с другой стороны, возбудил зависть и интерес к работе у друзей, чем добился основной манипулятивной цели— приятелям захотелось делать то, что Тома тяготило.
Методы воздействия ____________________________________________
| y В модели А.В. Петровского осознанное внешнее согласие индивида с требованиями группы при сохранении внутреннего расхождения с ними называется:
а) внутригрупповая внушаемость;
б) конформность;
в) коллективистическое самоопределение;
г) внутренний конформизм;
д) внешний конформизм;
е) ложный негативизм.
|