Задание 7

· Прочитайте предложенные фрагменты работ К.Д. Ушинского и П.П. Блонского.

· Выясните мнения известных педагогов по поводу статуса педагогики.

· Проанализируйте приведенные ими аргументы.

Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами, имеющими своею целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность – будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель – идеал его творчества…

«Положения науки, – говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, – утверждают только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания… (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Просвещение, 1974. – Т. 1. – С. 229-300).

«Во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука» (Блонский П.П. Педагогика как искусство и как теория // Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 109-110).

Результаты своего анализа внесите в таблицу

Точка зрения … Я согласен так как… Я не согласен так как… Что общего в этих точках зрения? Чем отличаются эти точки зрения?
К.Д. Ушинского          
П.П. Блонского          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: