Цель практического занятия: углубление знаний студентов о проблемном, программированном, дифференцированном обучении и их сущностных характеристиках; закрепление знаний о характеристиках форм обучения в современной общеобразовательной школе; формирование умений моделировать деятельность учителя и учеников (на отдельном этапе урока или на занятии в целом) при использовании различных форм обучения; закрепление знаний о методах обучения, множестве их классификаций; формирование умений оптимально выбирать методы обучения в соответствии с дидактической целью.
Основные понятия:
· виды обучения,
· проблемное обучение,
· программированное обучение,
· дифференцированное обучение,
· организационные формы обучения,
· классно-урочная система обучения,
· методы обучения
Вопросы для обсуждения
1. Понятие видов обучения.
2. Проблемное обучение. Отличия проблемного обучения и объяснительно-иллюстративного. Преимущества и недостатки проблемного обучения.
|
|
3. Сущность программированного обучения и его виды.
4. Дифференцированное обучение и его виды.
5. Короткий историчный обзор развития организационных форм обучения.
6. Преимущества и недостатки классно-урочной системы обучения в сравнении с другими системами.
7. Сущность урока, его признаки. Классификация уроков. Структура уроков.
8. Требования к современному уроку. Дидактические условия оптимального использования лекции, семинаров, практических занятий, зачетов.
9. Методы обучения.
10. Взаимосвязь метода обучения и методического приема.
11. Факторы выбора методов обучения.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 481-550.
2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн.1. – М.: Владос, 2003. – С. 469-542.
3. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 269-297.
4. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онишука. – К., 1987. – С.158-175.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – С. 218-262.
6. Ведровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения // Сов. педагогика. 1990. – №11.
7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
8. Алексюк А.М. Загальні методи навчання в школі. – К., 1983.
9. Лозова В.І. Пізнавальна активність школярів: Спецкурс із дидактики. – Харків, 1990.
10. Демчук Д., Лукач І. Нетрадиційні форми навчання // Рідна школа. – 1995. – №9.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие виды обучения Вам известны?
2. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?
3. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?
4. Как осуществляется программированное обучение?
5. Что такое организационные формы обучения?
6. Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы?
7. Какие особенности присущи классно-урочной форме организации обучения?
8. Какие классификации методов обучения Вы знаете? На каких признаках они базируются?
9. Какие общие функции выполняют все методы обучения?
10. В чем заключается сущность известных Вам методов обучения?