Современные виды, формы и методы обучения

Цель практического занятия: углубление знаний студентов о проблемном, программированном, дифференцированном обучении и их сущностных характеристиках; закрепление знаний о характеристиках форм обучения в современной общеобразовательной школе; формирование умений моделировать деятельность учителя и учеников (на отдельном этапе урока или на занятии в целом) при использовании различных форм обучения; закрепление знаний о методах обучения, множестве их классификаций; формирование умений оптимально выбирать методы обучения в соответствии с дидактической целью.

Основные понятия:

· виды обучения,

· проблемное обучение,

· программированное обучение,

· дифференцированное обучение,

· организационные формы обучения,

· классно-урочная система обучения,

· методы обучения

Вопросы для обсуждения

1. Понятие видов обучения.

2. Проблемное обучение. Отличия проблемного обучения и объяснительно-иллюстративного. Преимущества и недостатки проблемного обучения.

3. Сущность программированного обучения и его виды.

4. Дифференцированное обучение и его виды.

5. Короткий историчный обзор развития организационных форм обучения.

6. Преимущества и недостатки классно-урочной системы обучения в сравнении с другими системами.

7. Сущность урока, его признаки. Классификация уроков. Структура уроков.

8. Требования к современному уроку. Дидактические условия оптимального использования лекции, семинаров, практических занятий, зачетов.

9. Методы обучения.

10. Взаимосвязь метода обучения и методического приема.

11. Факторы выбора методов обучения.

Литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 481-550.

2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн.1. – М.: Владос, 2003. – С. 469-542.

3. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 269-297.

4. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онишука. – К., 1987. – С.158-175.

5. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – С. 218-262.

6. Ведровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения // Сов. педагогика. 1990. – №11.

7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

8. Алексюк А.М. Загальні методи навчання в школі. – К., 1983.

9. Лозова В.І. Пізнавальна активність школярів: Спецкурс із дидактики. – Харків, 1990.

10. Демчук Д., Лукач І. Нетрадиційні форми навчання // Рідна школа. – 1995. – №9.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды обучения Вам известны?

2. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?

3. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?

4. Как осуществляется программированное обучение?

5. Что такое организационные формы обучения?

6. Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы?

7. Какие особенности присущи классно-урочной форме организации обучения?

8. Какие классификации методов обучения Вы знаете? На каких признаках они базируются?

9. Какие общие функции выполняют все методы обучения?

10. В чем заключается сущность известных Вам методов обучения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: