Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в
немарксистской западной социологии противостоит теория социальной
стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие
класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в
том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном
постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на
основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из
сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения
собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие
«класс» должно быть заменено понятием «страта» (от
латинского stratum – слой) или понятием
социальная группа, а на смену теории социально-классового строения
общества должны прийти теории социальной стратификации.
Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта,
социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую
|
|
общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело,
которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре
общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории
стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим
группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным,
образовательным и т.д. При этом предлагаются различные критерии стратификации.
Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной
стратификации положить политическое понятие «авторитет»,
которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу
между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф
делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь,
управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих
несобственников – бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В
ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую – «рабочую
аристократию» и низшую, низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя
социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» – продукт
ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом –
управляющими.
Близко по критериям к Дарендорфу является теория социальной стратификации,
предложенная американским социологом Л. Уорнером. Он провел социологические
исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе
|
|
субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем
параметрам: доход, профессиональный престиж, образование, этническая
принадлежность – выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую
промежуточную, средневысшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую,
промежуточно-промежуточную. Американский социолог Б. Барбер провел
стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж,
профессия, власть, могущество; 2) доход или богатство;
3) образования или знания; 4) религиозная или
ритуальная частота; 5) положение родственников;
6)этническая принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает,
что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению
к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к
информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют
доступ к наибольшему количеству информации.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления
общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для
формирования теории социальной мобильности, или
социального передвижения.
Социальная мобильность – это изменение индивидов или группой
социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин
«социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным,
который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального
положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую.
Согласно взглядам П.А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по
социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном
– движение вверх и вниз; 2) горизонтальном – передвижение
на одном и томже социальном уровне.
Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является
вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из
данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном
смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого
индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда
социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологи П.
Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход
индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его
биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с
социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета
берется социальное происхождение. Слабость этой позиции
состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества, Но
общество динамично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколений
могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать
изменение социальной структуры общества.
Проблемам социальной мобильности посвящаются многие
конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о
социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени
открытости общества, его демократичности. Людям важно знать,
насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения
индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется
правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других
социальных групп.