Теория социальной стратификации и социальной мобильности

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в

немарксистской западной социологии противостоит теория социальной

стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие

класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в

том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном

постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на

основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из

сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения

собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие

«класс» должно быть заменено понятием «страта» (от

латинского stratum – слой) или понятием

социальная группа, а на смену теории социально-классового строения

общества должны прийти теории социальной стратификации.

Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта,

социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую

общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело,

которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре

общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории

стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим

группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным,

образовательным и т.д. При этом предлагаются различные критерии стратификации.

Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной

стратификации положить политическое понятие «авторитет»,

которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу

между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф

делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь,

управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих

несобственников – бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В

ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую – «рабочую

аристократию» и низшую, низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя

социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» – продукт

ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом –

управляющими.

Близко по критериям к Дарендорфу является теория социальной стратификации,

предложенная американским социологом Л. Уорнером. Он провел социологические

исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе

субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем

параметрам: доход, профессиональный престиж, образование, этническая

принадлежность – выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую

промежуточную, средневысшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую,

промежуточно-промежуточную. Американский социолог Б. Барбер провел

стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж,

профессия, власть, могущество; 2) доход или богатство;

3) образования или знания; 4) религиозная или

ритуальная частота; 5) положение родственников;

6)этническая принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает,

что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению

к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к

информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют

доступ к наибольшему количеству информации.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления

общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для

формирования теории социальной мобильности, или

социального передвижения.

Социальная мобильность – это изменение индивидов или группой

социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин

«социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным,

который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального

положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую.

Согласно взглядам П.А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по

социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном

– движение вверх и вниз; 2) горизонтальном – передвижение

на одном и томже социальном уровне.

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является

вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из

данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном

смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого

индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда

социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологи П.

Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход

индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его

биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с

социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета

берется социальное происхождение. Слабость этой позиции

состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества, Но

общество динамично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколений

могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать

изменение социальной структуры общества.

Проблемам социальной мобильности посвящаются многие

конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о

социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени

открытости общества, его демократичности. Людям важно знать,

насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения

индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется

правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других

социальных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: