Формирование общих основ научной парадигмы исследователя — первая стадия овладения методологическими знаниями. Овладевая базисными, исходными положениями методологии, существенно важно выработать целостное и детализированное представление о структуре научной парадигмы, понять особенности каждой структурной части, их взаимозависимости и взаимо-
действие. При этом надо иметь в виду, что термином «взаимодействие» описывается в данном случае не ход исследования, не процесс научного творчества, а «лишь» статические связи, теоретическая, а не процессуальная структура. А затем уже (что не менее важно) вырабатывать развитые представления о динамике процесса на каждом из его этапов (определения темы и проблемы, формирования теоретических подходов их разработки, выдвижения гипотез, выбор методов и методик и т.д. вплоть до определения способов интерпретации и создания заключительного отчета — реферата, статьи, книги).
Развернутую «статическую» структуру научной парадигмы, общей методологии журналистского исследования можно представить, обозначив необходимые связи и взаимозависимости, в такой сводной схеме:
общенаучная методология |
социально-философская методология
методы получения конкретных, в т.ч. эмпирических данных |
журналистика как объект изучения
методы интерпретации и формирования итоговой концепции и создания «отчетного» текста
А можно и так, еще более «остро» обращая внимание на то, что ведется исследование именно явлений журналистики:
журналистика как объект изучения
общенаучная методология |
методы получения эмпирических данных |
социально-философская методология
методы интерпретации
создание итогового текста