Конструктивные разновидности шпоночных соединений

Шпоночные соединения по признаку наличия напряженности можно разделить на напряженные и ненапряженные. Напряженные соединения (т. е. посаженные с натягом) предполагают в соединении напряжение до приложения внешней нагрузки. Шпонка в напряженном соединении передает окружную и осевую силы, шпонка в ненапряженном соединении – только окружную силу. Шпонка в напряженном соединении смещает центр тяжести надетой на вал детали на величину, равную размеру посадочного зазора, это приводит к перекосу детали, что является основной причиной ограничения в их применении.

Шпоночные соединения
Ненапряженные
Напряженные
Неподвижные
Подвижные
· клиновые (врезные и на лыске · тангенциально-клиновые · фрикционные
· призматические · сегментные
· направляющие · скользящие

В практике широко применяются призматические и сегментные шпонки (рис. 2.1, а и б), причем при значительных крутящих моментах ставят две или более шпонок вдоль оси вала или по окружности. Тангенциальные шпонки (рис. 2.1в) наиболее часто используются в тяжелом машиностроении при передаче значительных крутящих моментов, переменных по величине или направлению. Реже используют клиновые (врезные и на лыске) (рис. 2.1г, д) и фрикционные шпонки (рис. 2.1е). В случае использования шпонки на лыске на валу вырезается сегментный паз. При резком увеличении нагрузки (например, ударе) шпонка на лыске проскальзывает по валу, и удар смягчается. Фрикционные шпонки используются для передачи относительно небольшого крутящего момента.

Рис. 2.1. Соединение шпонками: а призматической; б – сегментной; в – тангенциальной; г – клиновой врезной; д – клиновой на лыске; е – фрикционной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: